ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА

Приложение 3 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов „Русский язык“ и „Русская литература“»

01.09.2023
развернуть

Приложение 3

 

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебных предметов «русский язык» и «русская литература»

 

  1. Учебные программы

В 2023/2024 учебном году используются учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», утвержденные Министерством образования в 2023 году.

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

По учебному предмету «Русский язык» в учебные программы внесены следующие изменения:

скорректировано общее количество часов на изучение учебного предмета в IX и XI классах в соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

скорректировано количество часов, отводимых на изучение отдельных тем в V–XI классах, в связи с определением сроков проведения и видов обучающих и контрольных письменных работ в соответствии с приложением 4 к Методическим рекомендациям по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих программы общего среднего образования, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь от 07.07.2022;

уточнены виды деятельности и систематизированы требования к результатам учебной деятельности учащихся в соответствии с положениями компетентностного подхода и образовательными стандартами базового и общего среднего образования;

унифицирована структура учебных программ для V–XI классов.

По учебному предмету «Русская литература» в учебные программы внесены следующие изменения:

скорректировано количество часов в IX и XI классах в соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

перераспределены учебные часы с целью выделения учебного времени на написание обучающих сочинений и увеличения учебного времени на написание контрольных сочинений в связи с внесением изменений в приложение 4 к Методическим рекомендациям по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденное заместителем Министра образования Республики Беларусь от 07.07.2022;

в первой главе учебных программ приведен перечень личностных и метапредметных компетенций, формирование которых предусмотрено образовательными стандартами;

оптимизированы и скорректированы теоретико-литературный материал, основные виды устных и письменных работ, требования к результатам учебной деятельности учащихся с целью эффективной реализации принципов последовательности и преемственности в обучении, а также снижения учебной нагрузки;

с целью отражения в учебной программе традиционных ценностных установок уточнены формулировки к изучаемым произведениям.

Обращаем внимание на внесенные изменения в приложения 4 и 5 к Метадычным рэкамендацыям па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі:

в приложении 4 вид работы «Тэставая работа (з часткай С)» заменен на «Тэставая работа»;

в приложении 5 скорректирован объем контрольных и обучающих изложений в Х–ХІ классах с учетом уровня (базовый или повышенный) изучения учебного предмета;

в приложении 5 указан объем контрольных сочинений. Объем обучающих сочинений определяется учителем с учетом дидактической задачи, жанра, тематики сочинения, особенностей организации образовательного процесса в конкретном классе и наличия учебного времени.

  1. Учебные издания

В новом учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.

Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).

Рекомендации по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

К 2023/2024 учебному году переиздано учебное пособие по русской литературе для 7 класса:

Захарова С. Н., Петровская Л. К. Русская литература: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2 ч. / С. Н. Захарова, Л. К. Петровская; под ред. С. Н. Захаровой. – Минск: НИО, 2023.

При переиздании скорректирован теоретический материал учебного пособия: во введении материал представлен в виде схем и таблиц; обновлен материал статей «Поэма как поэтический жанр», «Понятие о романтическом герое», «Комедия как драматический жанр», «Приемы сатирического изображения», «Романтическое произведение. Образ-символ». Откорректированы вопросы к поэмам М. Ю. Лермонтова «Мцыри», А. Т. Твардовского «Василий Теркин», обновлен материал об А. Г. Алексине.

Обращаем внимание на то, что дополнительные материалы к учебному пособию можно найти на Едином информационно-образовательном ресурсе: http://eior.by/ Общее среднее образование / 7 класс / Русская литература. В соответствующей теме необходимо выбрать «Дополнительные материалы». Доступ к данным материалам также обеспечен через QR-коды в учебном пособии.

К 2023/2024 учебному году подготовлены новые учебно-методические издания для учителей:

Захарова, С. Н., Черкес Н. И. Русская литература в 9 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Н. Захарова, Н. И. Черкес. – Минск: НИО, 2023;

Долбик, Е. Е. Русский язык в 11 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (с электронным приложением) / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск: НИО, 2023.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2023/2024 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

В 2023/2024 учебном году будет осуществляться опытная проверка следующих учебных изданий:

Волынец Т. Н. [и др.]. Русский язык. Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения;

под ред. Захаровой С. Н. Русская литература. Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (с электронным приложением для повышенного уровня).

  1. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

На II ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык» и «Русская литература» могут изучаться на повышенном уровне: в VIII и IX классах в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения русского языка и русской литературы на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

При изучении учебных предметов «Русский язык», «Русская литература» в X и XI классах на повышенном уровне используются размещенные на ресурсе profil.adu.by электронные приложения «Русский язык. 10 класс» (только материалы для повышенного уровня), «Русская литература. 10 класс», «Русский язык. 11 класс», «Русская литература. 11 класс» (учебный материал для базового и повышенного уровней). Одновременно могут использоваться печатные издания учебных пособий, предусмотренные для изучения учебных предметов «Русский язык» на базовом и повышенном уровнях и «Русская литература» на базовом уровне.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием новых учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

На учебных занятиях по русской литературе для работы с текстами следует использовать издания серии «Школьная библиотека» (список серии книг «Школьная библиотека» размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

  1. Особенности организации образовательного процесса

Подготовка к национальному исследованию качества образования. Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета

В ноябре 2023 года планируется проведение мониторингового исследования – национального исследования качества образования (далее – НИКО), в котором примут участие учащиеся Х класса.

НИКО направлено на проверку функциональной грамотности учащихся – способности, обеспечивающей эффективное функционирование человека в различных сферах жизнедеятельности.

Актуальную информацию о подготовке к исследованию можно найти на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Национальное исследование качества образования (НИКО).

Тренировочные варианты диагностической работы будут размещены в начале 2023/2024 учебного года.

Формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебного предмета предполагает развитие способностей использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Ведущая роль в формировании функциональной грамотности отводится заданиям, в основе которых лежат различные жизненные ситуации. Подобные задания не имеют четкого алгоритма решения и не являются стандартными по своей сути. Для их выполнения необходимо использовать межпредметные знания и умения, универсальные учебные действия, включающие критическое и креативное мышление, навыки поиска и переработки информации.

На уроках русского языка отправной точкой для формирования функциональной грамотности, прежде всего читательской, является текст: не только художественный, но и научный, официальный, в том числе тексты разных жанров (биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции и т. п.). При организации работы с текстом следует акцентировать внимание учащихся на овладение такими умениями, как поиск и нахождение информации, интерпретация и интеграция информации, оценка содержания и формы текста, использование информации текста для решения практических задач.

В учебных программах по русскому языку приводятся виды деятельности, которые так или иначе связаны с формированием читательской грамотности: учебное сообщение на основе материалов учебного пособия, составление плана, тезисов, конспекта текста; самостоятельное составление таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов для обобщения и систематизации изученного материала; переконструирование словосочетаний и предложений; анализ текста/текстов (сопоставительный, комплексный); изложение, сочинение, комплексное задание.

С целью формирования умений поиска информации при обучении русскому языку целесообразно:

вырабатывать у учащихся навыки понимания сути сформулированного задания («О чем это задание?», «Что нужно сделать, чтобы его выполнить?»), а также предлагать учащимся объяснять, каким образом они нашли/выбрали нужную единицу информации, ключевые слова/выражения для ответа на вопрос;

предлагать задания, в которых для ответа на вопрос необходимо использовать прием перефразирования, синонимичные замены;

учить самостоятельно формулировать вопросы к тексту, ответы на которые находятся в одном или нескольких фрагментах произведения в явном или неявном виде и иные.

Традиционные задания на определение главной мысли и темы текста также позволяют поработать с пониманием, поиском и извлечением информации («Сформулируйте основную мысль текста/текстов», «Озаглавьте текст, отражая его основную мысль», «Укажите, подтверждает или опровергает автор/авторы мысль о том, что…», «Представьте аргументы, подтверждающие мысль о том, что…»).

Такие задания помогут учащимся лучше ориентироваться в тексте и извлекать необходимую единицу информации.

Формированию умений интегрировать и интерпретировать информацию, делать выводы и обобщения способствуют предусмотренные учебной программой по русскому языку виды деятельности, связанные с той или иной переработкой информации: написание различных видов изложений (подробное, краткое, выборочное); составление плана, тезисов; конспектирование; написание реферата.

Для формирования читательской грамотности важно, чтобы учащиеся умели успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами, но и с текстами в табличной форме, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками.

Работа с таблицами развивает способность учащихся видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, описывать текстом данные таблицы либо самостоятельно заполнять таблицу, дополняя ее недостающими данными.

Схема, алгоритм – особая организация теоретического материала в форме графического изображения, которое подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему. Систематическая работа со схемами и алгоритмами приводит к тому, что на определенном этапе обучения учащиеся уже могут самостоятельно, опираясь только на схему, алгоритм, изложить тот или иной лингвистический материал.

В учебных пособиях по русскому языку представлены задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по схеме, алгоритму, таблице сообщения на лингвистическую тему и другие).

Формированию умений оценивать содержание и форму текста способствуют следующие виды деятельности: поиск информации из нескольких источников; оценка достоверности информации, содержащейся в одном или нескольких текстах; определение адресата текста, коммуникативной задачи автора, анализ авторского стиля, уместность и назначение используемых языковых средств и средств речевой выразительности; обоснование собственной точки зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте, высказывание своего мнения о качестве приведенных в тексте доказательств и другие.

Умение использовать информацию из текста для решения практических задач предполагает создание связного выражения определенного типа, стиля и жанра речи. Развитие связной речи является одним из основных направлений, реализуемых в обучении русскому языку. При этом творческие задания должны быть стимулятивно-мотивационными, то есть в их формулировке необходимо задать параметры ситуации речевого взаимодействия, для которой создается текст. Ситуации и темы, предлагаемые учащимся, должны быть как близкими, актуальными для обучающихся соответствующего возраста, так и неактуальными, но возможными в будущем.

Программные теоретические языковые, речеведческие темы, а также темы, направленные на формирование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие речи и творческих способностей, должны быть взаимосвязаны. Наиболее эффективными в этом плане являются комплексные задания (задания такого типа представлены в учебных пособиях по русскому языку для Х и ХI классов).

В рамках учебного предмета «Русская литература» в процессе изучения и анализа художественных произведений с целью формирования функциональной грамотности, прежде всего читательской (умений поиска определенной информации в тексте, ее интерпретации и использования, оценки содержания и формы текста, создания собственного текста), рекомендуется:

предлагать учащимся творческие задания, побуждающие к проведению параллелей между произведениями классической литературы и современной реальностью («Как выглядел бы аккаунт героя в социальной сети?», «Никнейм, аватар и статус героя», «Что сказал бы герой, прочитав сегодняшние новости?», «Кем стал бы герой в современном обществе?»), актуальными для учащихся жизненными ситуациями;

активно использовать в учебном процессе практико-ориентированные задания на компетентностной основе, нацеленные на применение полученных знаний в повседневной жизни учащихся (примеры таких заданий можно найти в сборниках серии «Компетентностный подход»);

делать акцент на межпредметных связях: сопоставлять произведения русской и белорусской литературы, находить сходство и различие, выявлять контекстуальное и типологическое взаимодействие; сопоставлять произведения литературы и других видов искусства, предлагать учащимся задания на творческое пересоздание текста (нарисовать/подобрать иллюстрацию, сделать инсталляцию/коллаж, живую скульптуру, написать сценарий/синопсис, подобрать/записать музыкальное сопровождение, представить текст как комплекс тактильных ощущений, геометрических образов); использовать знания и умения, полученные на других учебных предметах, в процессе чтения и анализа художественного произведения (например, установить исторический контекст, определить расстояние, которое преодолел герой, построить маршрут, вспомнить географические особенности места действия произведения, установить стоимость чего-либо в современных белорусских рублях);

уделять особое внимание выявлению авторской позиции, а также сходству и различию точек зрения: а) автора и его героев, б) автора и учащегося, в) нескольких учащихся или литературных критиков;

работать над оценкой художественного текста (причин написания в конкретное время в конкретном месте конкретным автором, жанровой природы и формы представления, композиционного решения, стилистических особенностей, замысла и его воплощения), а также над выявлением связей произведения с другими текстами одного времени, художественного направления, жанра, темы, автора; формулировать оценочные суждения относительно текста и подтекста, выражать критическое отношение к нему, делать собственные выводы;

предлагать учащимся задания в форме тестов, направленные на поиск значимых художественных деталей, установление последовательности эпизодов, нахождение истинной и ложной информации (при достаточной подготовленности учащиеся могут составить такие задания самостоятельно).

Реализация воспитательного потенциала учебных предметов

В 2023/2024 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов «Русский язык», «Русская литература», формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать сохранению мира и согласия в белорусском обществе и напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах и учебных программах.

Учебной программой по учебному предмету «Русский язык» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: владение русским языком как средством познания мира, приобщения к культуре как системе ценностей и норм поведения; осознание себя гражданином белорусского государства, патриотом, носителем интеллектуальной, коммуникативной, духовно-нравственной, гражданской культуры; соблюдение принятых в обществе правовых и морально-этических норм. При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка реализуется через привитие любви и уважения, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Именно язык позволяет объединить общество, сохранить связь поколений, традиции и ценности народа. Особого внимания требует осмысление учащимися русского литературного языка как национальной культурной ценности, как средства закрепления культурных традиций, нравственных идеалов. Ознакомление с общими сведениями о языке и его функциях в современном мире создает условия для формирования любви и уважения к русскому языку как одному из государственных в нашей стране, языку межнационального общения, а также уважения к другим языкам и народам – их носителям.

Коммуникативная направленность учебного предмета является предпосылкой для воспитания гражданских чувств учащихся. Язык выступает в качестве инструмента познания страны, народа и его культуры.

Патриотизм и гражданственность проявляются в грамотном и умелом обращении с русским языком как одним из государственных языков нашей страны, в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Формированию у учащихся чувства красоты, благозвучия, выразительности, эстетической ценности русского языка, привитию культуры общения способствуют специальные упражнения, содержащиеся в учебных пособиях по данному учебному предмету.

Патриотическое воспитание осуществляется в том числе через словарную работу, проводимую учителем с целью формирования у учащихся таких важных понятий, как «Родина», «Отечество», «патриот», «гражданин», «преданность», «верность», «долг», «подвиг», «защитник», «труд», «созидание» и др.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь и уважение к языку, Родине, ее природе; способствуют формированию национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому и созидательному труду на благо белорусского государства.

Важную роль в воспитании патриотических чувств у учащихся играют тексты, используемые на уроках языка в качестве дидактического материала. Богатый воспитательный потенциал заложен в текстах о выдающихся людях (писателях, ученых, общественных деятелях), историческом прошлом страны, героях Великой Отечественной войны, на краеведческую тематику (истории населенных пунктов, улиц, архитектурных сооружений) и др. Текст обладает большой силой воздействия, способствует формированию представлений о месте и назначении человека в окружающем мире и историческом процессе, развивает высокие нравственные чувства. Задача учителя заключается в умелом отборе соответствующих текстов.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать следующие методы, формы и приемы, виды деятельности:

лингвокультурологический анализ национально маркированных языковых единиц, связанный с выявлением их символических значений, выяснением этимологии и раскрытием внутренней формы слов, фразеологизмов, пословиц, поговорок, сравнений;

составление ассоциативных полей со словом, фразеологизмом, происхождение которых связано с историей, культурой и психологией народа; подбор русских соответствий к белорусским словам и словам иных языков, фразеологизмам, пословицам, формулам речевого этикета;

экстралингвистический комментарий или лингвокультурологический анализ текстов, в которых раскрываются факты духовной и материальной культуры русского и белорусского народов: традиции, мораль, быт, жизненная философия, ценности, национальные символы и др.;

фронтальная беседа, разъяснения учителя, раскрывающие смысл текстов патриотического содержания, приведенных в учебном пособии, текстов диктантов и изложений; постановка проблемных вопросов;

устные и письменные высказывания учащихся на морально-этические темы (воспитательный аспект реализуется в самовыражении учащихся в процессе создания ими собственных оригинальных текстов в устной и письменной форме);

написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма, например: «С чего начинается Родина?», «Я горжусь своей страной», «Кто такой патриот современной Беларуси?», «Что значит быть патриотом?», «Патриотами не рождаются – ими становятся», «Я – патриот! А это значит…», «Что сделаю я для Родины?» и др.;

использование межпредметных связей русского языка с литературой и другими учебными предметами; акцентирование внимания на идеях, формирующих патриотизм и гражданственность.

В воспитательных целях рекомендуется использование проблемно-ситуативных заданий, которые предусматривают подробный анализ ситуации с поиском собственного варианта ее решения. В гражданско-патриотическом воспитании учащихся целесообразно ориентироваться на календарные даты, задействовать личностно значимые для учащихся жизненные ситуации, связанные с семьей, регионом страны и страной в целом.

Для формирования у учащихся социально ответственного поведения, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику, аргументированно высказывать свою точку зрения, формулировать выводы, для развития личностных качеств (патриотизма, гражданственности, добросовестности, ответственности, критического отношения к собственным словам и действиям и др.) рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: групповые и парные формы работы, мозговой штурм, дискуссию, коллективные творческие дела, проекты и др.

В рамках учебного предмета «Русская литература» следует сделать акцент на достижении учащимися таких личностных результатов, как сформированность нравственных ценностных ориентаций; осознание себя гражданином белорусского государства, своей этнической принадлежности; обладание чувством патриотизма; проявление уважения к национальному культурному наследию; осознание семьи как личной ценности; осознание значимости социально ответственного поведения; проявление межэтнической и межкультурной толерантности.

Важным средством достижения учащимися личностных результатов является понимание ими ценностных ориентиров писателей и литературных героев.

Приоритетной задачей уроков русской литературы является формирование у учащихся патриотических ценностных ориентаций, уважения к историческому прошлому. Важная роль в ее решении отводится литературному образованию, которое базируется на неоспоримых воспитательных возможностях художественной литературы. Особое внимание следует уделить произведениям патриотического и гражданского содержания. Прежде всего, это произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, его беспредельное мужество – это моральный капитал, из которого новые поколения черпают духовную силу, осознают неоспоримую ценность мирного неба над головой. При этом важно обращать внимание на такие существенные узловые проблемы, как человек и война, героическое и патриотическое, трагическое, тип героя и характер конфликта. Знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне помогает учащимся получить более широкое представление о событиях того времени, о Человеке на войне, осознать войну как общенациональное бедствие, последствия которого ощущаются и в настоящее время. Следует акцентировать внимание на характерной особенности данной литературы: авторы не стремятся к повествовательности, а проявляют повышенное внимание к жизни обычного человека, его внутреннему миру, а читатель воспринимает события войны сквозь призму мыслей и чувств определенного героя. Произведения о Великой Отечественной войне вне зависимости от родовой и жанровой принадлежности, языка и времени создания рассказывают об одном и том же: о самоотдаче, физической и душевной боли, любви к родной земле и борьбе за нее.

Тема Великой Отечественной войны неотделима от проблемы геноцида. Безжалостное уничтожение народа, страдания простых людей отражены во многих произведениях (повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, рассказы «Судьба человека» М. Шолохова, «Родная крывинка» С. Трахименка, пьеса «Такая долгая гроза» С. Бартоховой, лирика А. Ахматовой, К. Симонова, М. Исаковского и др.). В повести В. Богомолова «Иван» геноцид белорусского народа прослеживается в судьбе главного героя Ивана Буслова, уроженца Гомельщины. Система литературно-художественных образов, связанных с геноцидом, позволяет учащимся глубже осознать трагедию войны, утвердиться в мысли о недопустимости насилия.

В этом контексте необходимо активно использовать на уроках экранизации художественных произведений, вызывающие особый эмоциональный отклик у учащихся, сравнительное изучение произведений патриотического содержания русской и белорусской литератур.

На уроках и во внеурочной работе необходимо использовать информационно-аналитические материалы, подготовленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также презентации размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

При изучении жизненного и творческого пути писателей рекомендуется акцентировать внимание на моментах, которые демонстрируют учащимся образец поведения Человека и Гражданина; в ходе анализа литературных произведений обращать внимание учащихся на слова и поступки литературных героев, иллюстрирующие гуманное отношение к окружающему миру (бережное отношение к природе, культурному наследию страны); правовую и нравственную культуру (соблюдение законов и нравственных норм, приверженность общечеловеческим ценностям); гражданско-патриотическую позицию (уважительное отношение к истории и культуре своей страны, желание принести пользу стране); уважительное отношение к труду, стремление повышать свой уровень образования и т. д.

В ходе изучения литературных произведений рекомендуется включать учащихся в различные виды деятельности, предлагать им анализировать жизненные ситуации, в которых оказались литературные герои, и найденные ими решения. Важно, чтобы при этом учащиеся давали нравственно-этическую оценку поступкам персонажей и событиям; осознавали и принимали (или не принимали) духовно-нравственные идеалы героев; находили в художественном произведении ориентиры для собственного поведения в различных жизненных обстоятельствах.

Для реализации воспитательного потенциала учебного предмета в процессе работы с художественным произведением рекомендуется использовать следующие задания:

ориентированные на практическую деятельность (сравнительный анализ пейзажных картин в художественном произведении и окружающей природы; письмо ветерану на основе впечатлений об изученном произведении о Великой Отечественной войне; создание интернет-страниц, посвященных памятным событиям, описанным в литературных произведениях и другие задания);

позволяющие учащимся связать изучаемый учебный материал с личным опытом и сложившимися представлениями о поведении людей в обществе (инсценирование фрагментов художественных произведений с последующим обсуждением; создание альтернативных сюжетных линий, финалов произведений с учетом изменения характеров героев, их поступков; литературные викторины, эстафеты, конкурсы, аукционы, ярмарки; подготовка литературной экскурсии и другие задания);

направленные на выявление личностного отношения учащегося к художественному произведению, его героям (творческое пересоздание словесного текста в другие виды искусства (рисование героя, подбор иллюстраций, создание обложки для книги и т. д.), создание дневниковой записи героя, продолжение фразы, подготовка эмоциональной партитуры настроения героя, составление диагностической карты поведения героя и другие задания).

На уроках русской литературы особое внимание следует уделять развитию культуры речи учащихся, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Необходимо учитывать, что непосредственная работа с текстом художественного произведения является основополагающей на любом уроке литературы.

Для проведения факультативных занятий необходимо использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Учебные программы факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» и компоненты УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык; Русская литература.

Обращаем внимание на то, что при организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться требованиями учебных программ по учебным предметам, на основе которых он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает поурочное планирование с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе. Любое учебно-методическое обеспечение, которое используется учителем, должно быть направлено на достижение образовательных результатов, зафиксированных в учебных программах.

В учебных программах содержатся перечни терминов и понятий, которые подлежат обязательному усвоению, списки литературных произведений (их фрагментов) для заучивания наизусть, а также требования к образовательным результатам учащихся. Не допускается предъявление к учащимся требований, не предусмотренных учебными программами.

Напоминаем, что в VІ–ХІ (ХІІ) классах до конца I четверти, а в V классе на протяжении первого полугодия сохраняется объем текстов контрольных работ, рекомендованный для предыдущего класса; в первом полугодии в V классе проводятся только обучающие изложения.

Рекомендуется систематически организовывать обучение учащихся написанию подробного изложения в VIX классах и выполнению тестовых работ в VIIIXI классах на протяжении всего учебного года, а также использовать с этой целью резервные часы, отведенные в каждом классе.

Методические рекомендации по написанию подробного (обучающего, контрольного) изложения по предмету «Русский язык» размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательныйный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

Методические рекомендации по составлению и оценке тестовых работ и ссылка на открытый банк тестовых материалов по предмету «Русский язык» размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ https://adu.by/ Главная / Образовательныйный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

Обращаем внимание, что письменные работы по русской литературе в V–VIII классах носят обучающий характер. Отметки за обучающие сочинения по учебному предмету «Русская литература» выставляются только по литературе с учетом речевого оформления.

Объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной учебной ситуации и индивидуальных особенностей учащихся. Обращаем внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе не является обязательным для учащихся.

При планировании и организации внеклассной работы по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» рекомендуем обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2023/2024 учебном году:

9 ноября – 205 лет со дня рождения русского писателя И. С. Тургенева (1818–1883);

5 декабря – 220 лет со дня рождения русского поэта Ф. И. Тютчева (1803–1873);

1 апреля – 215 лет со дня рождения русского писателя Н. В. Гоголя (1809–1852);

21 мая – 100 лет со дня рождения русского писателя Б. Л. Васильева (1924–2013);

6 июня – 225 лет со дня рождения русского поэта А. С. Пушкина (1799–1837);

11 июня – 135 лет со дня рождения русского поэта А. А. Ахматовой (1889–1966);

25 июля – 95 лет со дня рождения русского писателя В. М. Шукшина (1929–1974).

16 августа – 125 лет со дня рождения русского писателя А. П. Платонова (1899–1951).

  1. Дополнительные ресурсы

Полезную информацию при подготовке к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:

http://edu.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь;

https://adu.by Национальный образовательный портал;

http://www.belarus.by/ru/travel/heritage – официальный сайт Республики Беларусь;

https://www.belstat.gov.by – Национальный статистический комитет Республики Беларусь;

https://www.nlb.by – Национальная библиотека Беларуси.

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

  1. Организация методической работы

Для организации деятельности методических формирований учителей русского языка и литературы в 2023/2024 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов».

На августовских инструктивно-методических совещаниях рекомендуется обсудить с педагогами следующие вопросы:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2023/2024 учебном году:

Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;

вопросы безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе для V–XI классов;

анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

  1. Организация и содержание методической работы с учителями русского языка и литературы в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
  2. Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей русского языка и литературы и повышения их профессиональной компетентности.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей русского языка и литературы (учебно-методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и иные) рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, актуальные вопросы методики обучения русскому языку и литературе с учетом имеющегося в регионе эффективного педагогического опыта:

коммуникативная компетентность учителя русского языка и литературы как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование речевой культуры учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе как средство личностного развития учащегося;

единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы;

функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся, формирования у них системы социально одобряемых ценностей, гражданской ответственности и патриотизма;

организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе как средство развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и условие формирования у них интереса к научно-исследовательской деятельности;

лингвистический и лингвокультурологический анализ учебного текста по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся;

формирование у учащихся социально ответственного поведения, уважительного отношения к собеседнику, умения делать выводы посредством системы заданий и упражнений, используемых на уроках русского языка и литературы;

формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям русского языка и литературы оказывает журнал «Русский язык и литература» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). Журнал позволяет познакомиться с новыми технологиями проведения уроков, публикует лучшие разработки уроков по русскому языку и литературе, уделяет внимание вопросам контроля, подготовки к предметным олимпиадам, внеклассной работе.

свернуть

Приложение 2 «Асаблівасці арганізацыі адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў „Беларуская мова“ і „Беларуская літаратура“»

01.09.2023
развернуть

Приложение 1 «Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования»

01.09.2023
развернуть

Об организации приема в I классы учреждений общего среднего образования

В целях обеспечения единых подходов к приему документов для зачисления в I классы учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) с учетом изменений норм Положения об учреждении общего среднего образования, касающихся сроков приема документов для зачисления в I классы учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования от 20.11.2011 № 283 в редакции от 02.12.2019 № 180), а также предложений, поступивших по данному вопросу от родителей (законных представителей) будущих первоклассников, педагогической общественности, считаем необходимым обеспечить следующий порядок приема в I классы учреждений общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 № 283 (в редакции от 02.12.2019 № 180), прием документов в I классы УОСО осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест документы могут быть поданы до 28 августа.

В соответствии с Положением о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493), городским районным исполнительным комитетам и местным администрациям следует принять решения (при необходимости пересмотреть действующие решения) о закреплении за УОСО, расположенными на подведомственных им территориям, жилых домов (далее – микрорайон).

В УОСО должен быть издан приказ, утверждающий:

ответственное лицо из числа заместителей директора УОСО за организацию и осуществление контроля за ходом приема документов в I классы;

соблюдение сроков приема документов для зачисления детей в I класс с 12 июня по 15 августа года приема, на свободные места – до 28 августа года приема;

график приема документов в I классы, предусматривающий прием документов с понедельника по пятницу как в первой половине дня (с 8.00 до 13.00), так и во второй половине дня (с 15.00 до 20.00), а также в субботу;

ответственных лиц из числа педагогических работников УОСО, которые будут осуществлять прием документов в I классы в соответствии с утвержденным графиком, иное.

График приема документов в I классы разрабатывается с учетом специфики учреждения образования (городская или сельская местность, количество открываемых классов, количество детей, проживающих в микрорайоне, интенсивность подачи документов от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, иное).

Обращаем внимание, что прием документов в I классы УОСО должен быть осуществлен в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), статьи 270 Кодекса.

В первую очередь в I классы УОСО принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов.

Для приема заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, считаем необходимым установить следующий порядок. Заявления принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня по 15 августа во время приема граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений, в которой необходимо предусмотреть графы: фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) ребенка, обратившегося с заявлением; фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; адрес проживания; дата подачи заявления; иное. Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа года приема.

В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц».

Информация о микрорайоне УОСО, порядке приема документов в I классы УОСО, в том числе и на свободные места, должна быть доведена до родителей (законных представителей) детей путем размещения на сайте УОСО, информационных стендах, информирования на собрании родителей будущих первоклассников и др.

В целях обеспечения организованного приема документов в I классы УОСО считаем необходимым довести данную информацию до органов управления образованием, руководителей учреждений образования и обеспечить контроль за организацией приема документов в I классы УОСО.

 

Заместитель Министра                                                    А.В.Кадлубай

 

 

 

свернуть
2023
сентябрь
1 сентября, пятница

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (общая часть)

подробнее...
поделиться в: