Оздоровительный лагерь духовно-нравственной направленности «КОЛОКОЛЬЧИКИ ДОБРА»

26.06.2023

Оздоровительный лагерь духовно-нравственной направленности «КОЛОКОЛЬЧИКИ ДОБРА»

Педагогическая программа

«Дорогой добра к святыням Православия»

Введение

            Летний отдых – это очень важный и значимый период в процессе формирования личности школьника, в укреплении его здоровья, как физического, так и психического. От качества летнего отдыха ребёнка во многом зависит его работоспособность и успеваемость в учебное время.

       Сохранение и укрепление здоровья белорусской нации, воспитание у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни – по-прежнему одни из приоритетных задач внутренней политики Республики Беларусь, а потому всех её государственных организаций и учреждений, в том числе и каждого учреждения образования.     

        А как показывает многолетний опыт работы нашей школы и школьного оздоровительного лагеря, работа по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью и приоритета здорового образа жизни целесообразна и эффективна только в единстве с духовным и нравственным оздоровлением: воспитанием и развитием у детей стойких нравственных качеств личности, устойчивой социально-нравственной позиции.

    В Беларуси на Государственном уровне признано, что Православие с его тысячелетним опытом, с его великими евангельскими принципами любви и сострадания может служить основой духовно-нравственного оздоровления общества и воспитания народа. Именно в нём есть та внутренняя нравственная основа, те христианские ценности, без которых легко сорваться в пропасть духовной нищеты.  Христианская мысль пронизывает всю нашу культуру, историю, традиции, жизненный уклад.

        Поэтому, как и в предыдущие годы, главным приоритетом в работе с воспитанниками школьного оздоровительного лагеря  мы считаем воспитание души: духовно-нравственное воспитание и просвещение школьников на основе богатейшей православной культуры белорусского народа, ежедневное привлечение их к посильной  социально значимой и благотворительной деятельности, привитие и развитие духовно-нравственных христианских ценностей. В лагере мы продолжаем работу над тем, чтобы Заповеди Божии стали непреложным законом жизни педагогов, учащихся, родителей. 

         Кроме того, по-прежнему актуальной для общества в целом и для нашей школы в частности проблема усиления в период летних каникул влияния неблагоприятных социальных факторов на формирование личности ребёнка:

  • школа временно утрачивает ведущую роль в воспитании и развитии учащихся, а, воздействие социума не всегда и не везде положительно;
  • сохраняется риск образования у школьников асоциальных связей и увлечения деструктивной деятельностью в связи с расширением их социального взаимодействия, и изменением круга общения, увеличением количества свободного времени и видов досуга;
  • самостоятельность нравственно незрелой личности на фоне ослабления контроля за ней остаётся одной из главных причин формирования у детей и подростков вредных привычек и зависимостей, попадания их под пагубное влияние дворовых компаний, неформальных молодёжных объединений, далёких от соблюдения общечеловеческих нравственных норм и правил, пропагандируемых школой и церковью;

Реализация данной программы направлена на продолжение работы школы по реализации о проекта духовно-нравственного воспитания учащихся 1-ой и 2-ой ступеней образования и организации интересной, многообразной, творческой и социально значимой жизнедеятельности воспитанников летнего оздоровительного лагеря, ориентированной на воспитание у них приоритета нравственной культуры и общечеловеческих ценностей.

Она призвана продолжать работу по нейтрализации воздействия неблагоприятных факторов социума на наших учащихся, формирование у них умений и навыков нравственного и духовно-нравственной направленности, по созданию в школе в период летних каникул оптимальной социопедагогической воспитательной среды и коммуникативного пространства для эффективного и качественного духовно-нравственного, физического, этического и эстетического, гражданско-патриотического воспитания школьников, привлечения их к коллективной социально значимой деятельности и усвоению основ православной культуры белорусского народа; организовать летний отдых и оздоровление наших учащихся с пользой не только для тела, но и для души.

Цель работы лагеря

           развитие воспитательного пространства школы как ценностно-ориентированного пространства культуры здорового образа жизни, приоритета православной духовности и нравственности, трудолюбия, творчества, направленного на физическое, духовное, нравственное, психологическое и социальное оздоровление учащихся, через совершенствование школьной модели оздоровительного лагеря духовно-нравственной направленности в соответствии с современными социально-педагогическими условиями, а также целями и задачами инновационной работы школы.

Задачи

  • организация активного отдыха и эффективного физического, психологического, нравственного, духовного, социального  оздоровление  школьников;
  • поиск новых эффективных форм реализации программы деятельности пришкольного лагеря;
  • развитие у школьников положительной мотивации к общественно полезной и благотворительной деятельности, повышению уровня своей нравственной культуры на основе православной нравственности и белорусской национальной культуры;
  • совершенствование школьной системы трудового воспитания, воспитания здорового образа жизни и формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и труду;
  • выявление и развитие творческого потенциала школьников путём вовлечения их в разнообразную культурно-массовую, спортивную, художественно-эстетическую, краеведческую, общественно полезную, волонтёрскую и благотворительную деятельность;
  • активизация жизненной позиции детей и подростков;
  • обеспечение возможности нравственного и физического оздоровления в летний период детей с девиантным поведением, детей, находящихся в социально опасном положении.

Название  лагеря

Есть уши да не слышу.

Есть язык, да сам говорить не могу.

Маленький – в дороге утешает,

Большой – на молитву собирает. (Колокол)

Колокол – особенный и значимый символ Христианства и Православной Церкви.  Голос колокола – глас Божий, зовущий людей к молитве, покаянию, доброму делу, помощи ближнему, напоминающий о трагических страницах нашей истории. Это своеобразный призыв к жизни духовной, смирению и любви.  В старину говорили: «Колокол – это душа народа, а колокольный звон – это ангельское пение». Колокольный звон побуждал людей отложить дела мелкие, земные, чтобы отдать время и мысли свои –вечности, заставлял задуматься о важности нравственных ценностей и суетности земной жизни.

Пока поёт колокол, Бог с нами, потому что колокола поют о Боге.

А мы – колокольчики добра, потому что чтим традиции наших предков, уважаем нашу историю, стараемся быть полезными, добрыми и милосердными, любить ближних, как самих себя. Ведь от нас зависит, каким  будет завтрашний день.

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

А сердце, окрыленное мечтой,

Вновь видит твою главную дорогу…

Наши заповеди

  • Кто добро творит, того Бог благословит.
  • И своим, и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму, и злому говори доброе слово.
  • Знай, что злое слово и добрых может сделать злыми, а доброе слово и злых может сделать добрыми.
  • Ведь жизнь нам дана на добрые дела.
  • А тем же, кто тебя обидит, пожелай, чтобы  Бог помог им исправиться.

Это ведущие воспитательные идеи лагерной смены, составляющие, на наш взгляд, основу нравственного оздоровления учащихся на данном этапе нашей работы по духовно-нравственному воспитанию.

Девиз лагеря

Учись другого понимать,

И уважать, и принимать.

Стремись с девизом жить таким:

«Живи  с добром и помогай другим!»

Правила жизни в лагере  

  1. Правило взаимоотношений: 10 заповедей – основа жизни среди людей.
  2. Правило памяти: народ, который не знает своей истории, осужден на вымирание. Помни о своих предках, о своем народе, о своих святынях и традициях.
  3. Правило правды: помни, правда нужна не только тебе, но и окружающим людям, твоей стране.
  4. Правило добра: будь добрым в отношении с окружающими людьми, и добро вернется к тебе.
  5. Правило достоинства: напоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, благородстве поступков, чувстве ответственности.
  6. Правило времени: делу – время, потехе – час.
  7. Правило труда: если делать, то делать хорошо и на пользу людям. Иначе зачем?
  8. Правило товарищества: ничего во вред коллективу.
  9. Правило общения: содержи мысли  и язык свой в чистоте, умей удержаться от злых слов, осуждения и ругательства.
  10. Золотое правило поведения: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе самому.

Сроки реализации

26.06.2023 г. – 04.07.2023 г.

Участники и партнёры

Руководство школы, учащиеся и педагоги школы,  священник отец Деонисий, киновидеопрокат.

Основные направления воспитательной работы в лагере

  • Духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и подростков.
  • Выявление и учёт контингента детей и подростков, которым нужна социально-педагогическая помощь. Организация эффективной воспитательной работы  с ними.
  • Оказание помощи различными категориями семей в организации полезного летнего отдыха и оздоровления детей, практической помощи детям и подросткам в их социальной адаптации, реабилитации, преодолении сложных жизненных ситуаций, самореализации и самосовершенствовании.
  • Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек и зависимостей, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, коррекция негативного поведения.
  • Пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.
  • Обучение трудовым навыкам и воспитание у обучающихся потребности в социально значимой и благотворительной деятельности.
  • Природоохранная и эколого-краеведческая деятельность.
  • Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе приобщения их к истории, культуре, национальным и православным традициям белорусского народа.

Педагогические методы работы

  • диагностический (выявление проблем и поиск способов их решения);
  • наглядно-информационный (информирование участников проекта с помощью информационных газет, стендов, плакатов, бюллетеней и т.п.);
  • психолого-педагогическое и медико-санитарное просвещение детей и родителей;
  • включение детей в общественно значимую и благотворительную деятельность;
  • приучение (воспитание у детей, подростков, юношества общепринятых норм поведения и положительных нравственных качеств личности через повседневную деятельность);
  • воспитывающие ситуации  (формирование нравственно-правовых норм поведения путём создания ситуации выбора);
  • воспитание на положительном примере (акцентирование внимания детей на положительных качествах и поступках сверстников, старших);
  • игра (дидактическая, ролевая, подвижная, спортивная, интерактивная);
  • создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка и подростка на доступном для него индивидуальном уровне;
  • использование активных и интерактивных форм воспитания.

Педагогические принципы и ориентиры

  • принцип развития ценностных ориентаций личности:
  • деятельностный подход к воспитательной работе с детьми;
  • равенство всех участников деятельности;
  • неформальное, уважительное, доверительное, дружеское общение старших и младших;
  • непрерывное совершенствование и обогащение жизненного опыта детей в различных сферах деятельности;
  • свобода выбора (каждый ребёнок может выбирать для себя ту или иную роль, вид деятельности, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность);
  • природосообразность (учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей);
  • творческое сотрудничество  и взаимная поддержка всех заинтересованных сторон;
  • взаимная открытость, дисциплинированность  и ответственность старших и младших;
  • принцип социального и духовного закаливания детей.

Механизм реализации

  • Организация деятельности, направленной на формирование высоконравственных жизненных приоритетов личности, формирование активной жизненной позиции.
  • Организация мероприятий, направленных на всестороннее развитие обучающихся: эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое, эстетическое, трудовое.
  • Создание благоприятного психологического климата для раскрытия творческого потенциала детей.
  • Личностно ориентированный подход в воспитании.
  • Проведение игровых, концертных, конкурсных программ; путешествий, праздников с целью создания условий не только для полноценного отдыха детей, но и для их  духовно-нравственного развития и совершенствования.

Этапы реализации

I этап – организационно-подготовительный (15.05.2023– 25.05.2023 г.).  

  1. Оформление целей, задач и направлений деятельности.
  2. Определение механизма взаимодействия органов самоуправления и педагогического состава.
  3. Распределение функциональных обязанностей, координация деятельности структур               и участников программы.
  4. Создание условий для адаптации детей к изменившимся социально – бытовым                        и педагогическим требованиям.
  5. Изучение запросов, интересов, пожеланий  детей и родителей.
  6. Совместное с детьми определение перспектив деятельности на смену.
  7. Разработка игровой ситуации.

II этап – практико-реализующий (26.06. -04.07.2023 г.).

  1. Отработка организационно-функциональной структуры управления реализацией программы.
  2. Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной коллективной деятельности детей  в целях их нравственного саморазвития и самосовершенствования, приобщения к православной культуре и традициям белорусского народа.
  3. Сотрудничество с различными категориями специалистов, участвующих в реализации программы.
  4. Организация и проведение совместно разработанных мероприятий в рамках программы. Создание банка информационно-методических данных  по программе.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение программы.
  6. Включение  каждого ребёнка  в коллективно-творческую общественно значимую и благотворительную деятельность.
  7. Обеспечение духовно-нравственного совершенствования и социальной  адаптации «проблемных» в поведении и общении детей.

III этап – обобщающий (03.07-05.07.2023.) .  Мониторинг результатов. Аналитическая деятельность.

  1. Изучение изменения уровня воспитанности участников программы, их мнения об итогах её реализации.
  2. Корректировка действий субъектов взаимодействия на основе результатов мониторинга, внесение изменений в планы деятельности на новый сезон работы ДОЛ
  3. Педагогический поиск резервов и перспектив развития воспитательной системы школы.                            

Критерии реализации программы

  • рост уровня воспитанности школьников и стойкости  их нравственных качеств;
  • углубление и расширение  знаний о православных святынях, храмах, праздниках и традициях;
  • сохранение и укрепление  здоровья участников воспитательного процесса;
  • достижение воспитательных целей и выполнение задач программы;
  • рост рейтинга популярности лагеря;
  • профессиональный рост педагогов (повышение уровня квалификации);
  • благоприятный социально-психологический климат в сообществе педагогов, детей, родителей.

Предполагаемый результат

       Реализация программы позволит:

  1. Повысить уровень духовности и нравственной культуры воспитанников лагеря за счёт углубления знаний о православных традициях, святынях и святых; формирования в лагере ценностного отношения к христианским ценностям и добродетелям
  2. Развить  у учащихся умение делать правильный духовно-нравственный выбор и нести за него ответственность;
  3. Осуществить физическое и нравственное оздоровление воспитанников лагеря, в том числе склонных к девиантному поведению и воспитывающихся в неблагополучных семьях.
  4. Воспитать у учащихся стойкую потребность в ведении здорового образа жизни, осуществлении социально значимой и благотворительной  деятельности, а также научить реализовывать их  в повседневной жизни.
  5. Сформировать у воспитанников лагеря навыки нравственного общения друг с другом  и окружающими людьми, негативное отношение к празднословию, сквернословию, осуждению
  6. Продолжить внедрение современных активных форм и методов воспитания в педагогическую практику духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

 

поделиться в: