Профилактика суицида

Признаки депрессии у ребенка

09.09.2024
развернуть

Депрессия (от лат. depressio – подавление) - психическое расстройство, в тяжелых случаях характеризующееся «депрессивной триадой»:

  • снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония),
  • нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее),
  • двигательной заторможенностью.

Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Также депрессия может быть симптомом некоторых физических заболеваний и побочным эффектом некоторых препаратов и лечения. В любом случае, игнорировать ее нельзя.

 Как же понять, что мы имеем дело с признаками депрессии у ребенка? Скорее всего, мы будем наблюдать несколько из этих особенностей:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • не проходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • частое обсуждение темы смерти, загробной жизни.

 

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

 

Чем опасна депрессия?

В отсутствие лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций.

    Анализ содержания психотравмирующих ситуаций среди подростков показал следующее – в большинстве случаев к  покушению  на  самоубийство  приводят  семейные конфликты – более 50 %, значительно реже с одинаковой частотой – конфликты со сверстниками и любовные  конфликты –  около  13 %,  школьные  конфликты предшествуют парасуицидам – более 8 %.

В связи с этим основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться.

 

Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  1. Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  2. Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  3. Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои пожелания по организации свободного времени ребенка.
  4. Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг, просмотр фильмов и многое другое.
  5. Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  6. Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

 

Куда обратиться за помощью?

Для начала можно записаться на прием к психологу, который, побеседовав с семьей, сможет сделать вывод – имеем ли мы дело с депрессией или это что-то другое. Выход есть всегда! Но, чтобы его найти, часто нужен специалист.

 

свернуть

Маркеры самоповреждающего состояния

09.09.2024
развернуть

Маркеры суицидального состояния

 

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

 

свернуть

План проведения месячника по профилактике суицидального поведения

09.09.2024
развернуть

проведения месячника по профилактике суицидального поведения вГУО «Озеричинская базовая школа»»(10.09.2024 – 10.10.2024)            

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

 

Оформление информационных стендов «Мой выбор – жить с позитивом!»

до 10.09.2023

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Оформление интерактивно-информационных стендов «Закончи предложение»:

«Принимаю этот призыв, потому что…»; «Завтрашний день для меня принесет…»; «Мой друг самый лучший, потому что…»;

«Гармония -это…»

в течение месячника

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Оформление информационного стенда на тему: «Линия помощи «Дети онлайн». О получении психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью

до 10.09.2023

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Размещение в свободном доступе для учащихся и их законных представителей информации об организациях и службах, оказывающих

экстренную психологическую помощь

 

до 10.09.2023

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Организация групповых и индивидуальных консультаций для педагогов, учащихся и их законных представителей:

«Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях», «Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение», «Как научиться понимать и принимать подростка?», «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка», «Подросток в социальных сетях: что делать?», «Трудности подросткового возраста», «Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания»

 

в течение месячника

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Проведение родительского собрания в

1-9 классов

13.09.2023

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Проведение классных часов

«Секреты позитивного общения»

(1-4 кл),

«В поисках хорошего настроения»

(5-8 кл)

«Поговорим о поддержке» (9 кл)

В течение месячника

Классные руководители,

 

Выставка коллажей, стенгазет, плакатов, рисунков «Улыбнись жизни, ты ей нравишься»

 

30.09 – 07.10

Классные руководители,

 

Изготовление и выпуск буклетов «Родителям на заметку»

До 15.09

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Проведение информационных часов «Жить в мире и согласии»

22.09.2023

Классные руководители,

 

Молодежная акция, посвященная Дню Мира

21.09.2023

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Школьная спартакиада «Здоровый я – здоровая страна»

07.10.2023

 

Инструктор-методист по физической культуре и здоровью

Ульянова М.А.

 

Занятия с учащимися 8-9 классов «Мой выбор- моя жизнь»

10.10.2023

Педагог – психолог

Савира Е.В.

 

Флешмоб «Мы вместе за Мир!»

15.09.2023

Инструктор-методист по физической культуре и здоровью

Ульянова М.А.

свернуть
поделиться в: