Духовно-нравственное воспитание

Православные притчи

развернуть

БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ

(Старец, Богатство, Дружба, Любовь, Автор)

Автор: Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.И вот однажды поздним вечером он услышал стук в двери.

Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили:

 –  Это твоё богатство.

Старец: 

– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. Не открою! Иди себе мимо!

  На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

Старец: 

– Кто там?   

– Это твоя любовь!  

 Старец: 

– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья!  Ступай-ка ты мимо!

На третий день к нему снова постучали.

 Старец: 

– Кто там?   

– Это твоя дружба.

  (какую концовку вы предложите?)

 Старец улыбнулся и открыл дверь:

– Друзьям я всегда рад…

       Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство.  

Старец: Но ведь я пригласил только дружбу!

  Вошедшие ответили ему:

– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

  "ВЕДРО С ЯБЛОКАМИ"

Автор: Купил себе Пахом дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.

Рядом в кривеньком, стареньком домике жил Авдей – завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

Пахом: – Утро какое хорошее, и настроение отличное, добрый день послал нам Бог! И урожай яблок в этом году на славу!  Посижу-ка на крылечке, полюбуюсь садом – а там и за работу! (вышел на крыльцо, а там ведро с помоями). Ой, что это? Ведро грязное с помоями?.. Никак добрый мой сосед Авдей поделился со мной тем, что имеет.  (продолжите ситуацию)

Вычищу-ка это ведро до блеска (выливает помои и чистит ведро). А теперь …наполню его самыми большими, самыми спелыми и вкусными яблоками и … – отнесу Авдею. (стучит соседу  в дверь)

Авдей: (в сторону, к зрителям) –  Наконец-то я достал его!!!  (Открывает дверь в надежде на скандал)

Пахом (протягивает ему ведро с яблоками): «Кто чем богат, тот тем и делится!»

ЗОЛОТАЯ МОНЕТА

Автор. Юноша. Отец. Мать.

Автор: Жил-был один юноша. Захотелось ему жениться, и обратился он к родителям за благословением.

Отец: - Отлично, сынок.  Я благословлю тебя, и ты сможешь жениться, но только если принесёшь мне золотую монету, заработанную собственным трудом.

Юноша (отойдя в сторону):  – С таким условием я справлюсь очень легко! Ведь у меня припасена одна золотая монета. Принесу ее завтра отцу.

Автор: На следующий день юноша взял свою монету и принёс отцу. Отец взял её –  и бросил в реку.

Юноша: - Ну, отец, теперь то ты меня благословишь на брак?

Отец: - Нет, сынок. Я ведь говорил тебе, что ты должен сам заработать деньги. А эту монету не ты заработал.

Юноша (в сторону): – Интересно, как отец узнал правду? Ведь эти деньги  действительно заработал не я …       (Подходит к матери)

Матушка, не дашь ли ты мне одну золотую монету? Очень нужно!

Мать: – Коли очень нужно – возьми.

Юноша: – Отец, я принес то, о чем ты просил.

Автор: – И опять отец бросил золото в реку. Юноша ещё больше удивился, но всё-таки спросил:

Юноша: - Почему ты сделал это? Я ведь принёс тебе золотую монету, как ты и просил. Теперь ты благословишь меня?

Отец:– Ты не заработал этих денег.

Автор: – Задумался юноша. Подумал он, что это может повторяться долго, а он так и не получит благословения на свадьбу. И решил он найти работу и самому заработать золотую монету.

     Прошло много дней, и юноша смог заработать золотую монету своим собственным трудом. Он отнёс её отцу.

Юноша: – Отец, я принес то, о чем ты просил… (отец берет монету и размахивается, чтобы бросить ее в воду,

(как разворачиваются события дальше?)

 юноша бросается к нему, перехватывает  руку и говорит в отчаянии: 

– Нет, отец, не делай этого! Я много дней гнул свою спину, чтобы заработать эту монету, а ты так запросто хочешь выбросить её в воду!

Отец: - Теперь, сынок, я благословляю тебя на создание семьи. – Теперь-то ты узнал цену деньгам, которые заработаны своим собственным трудом и будешь тратить их разумно.

Автор: Так, юноша женился и никогда не пускал деньги на ветер.

КТО СИЛЬНЕЕ?

Автор:  Шли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.

Зло: — Давай, испытаем, кто из нас сильнее?

Добро: — Давай! А как?

Зло: — А пусть за нас два этих мужика поборются, я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!

Добро: — Хорошо! А я другого – слабым и бедным, но добрым!

Автор: – Вмиг один человек оказался в богатой одежде, с плетью в руке.  А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…

Богач:— Прочь с дороги!  (закричал на него превращенный в богача и огрел беднягу плетью) мне нужно скорее домой – деньги считать.  Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.

Зло: — Ага!  Понятно теперь, кто из нас сильнее?

Добро: — Погоди. У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда! Смотри, что дальше будет.

Автор: А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим от ветра деревом богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…Подошел к нему бедный.

(что было дальше?..)

Бедный: – Несчастье какое! Потерпи, я сейчас помогу!   откуда только сила взялась! Отбросил он свою клюку, поднатужился, отбросил дерево и – помог несчастному освободиться).

Богатый: – Прости меня! Уж не знаю, как и благодарить тебя за добро. Я тебя – плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь! Не пропадем! (и обнял его по-братски) Ушли два мужика.  

Зло: — Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какое тяжелое дерево поднять смог! Коли так – то я победило!??А??

Добро:  А я и спорить не стану. Тебе ведь не понять, в чем настоящая сила. А вы, ребята, поняли?

Автор: С тех пор добро и зло если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

 МУХА и ПЧЕЛА

Автор: Знаете ли вы, ребята, что если кто имеет добрые мысли, тот все видит добрым? Не верите? Давайте спросим муху: «Уважаемая, есть ли в этих окрестностях цветы?

Муха: «Ж-жж-ж…Цветы? Не знаю, а вот консервных банок и навоза полным-полно. Грязи и вони тоже хватает. И падаль найти можно…Вон за лагерным забором контейнер завален помоями, да и в лесу, где прогуливаются отдыхающие, мусора полно... А у озера отходы да бумажки, да банки-шклянки мимо мусорки всегда летят... Ж-жжж-жжж…»

Теперь давайте спросим пчелу: «Скажите, уважаемая, где в этих окрестностях нечистоты?»

(что отвечала пчела, и какой мудрый вывод каждый должен сделать для себя?)

Пчела: «Ж-жж-ж…Нечистоты? Не видела нигде, зато здесь так много благоуханных цветов! Посмотрите: и у домиков, и на лугу, и  в лесу… А  липа как расцветает! Красота! Аромат! Божья благодать…Будет мед для всех. Ж-жж-ж…»

 Автор: вывод прост: один человек, как муха, отыскивает в людях пороки и недостатки – навоз.Другой же, как пчела,  замечает в каждом лишь добродетели и доброе во всем.

Пусть каждый подумает, на кого он больше похож – на муху или пчелу?

ПОДУМАЕМ: на кого мы больше похожи – на МУХУ или ПЧЕЛУ?

ОБЕД ДЛЯ БЕЗДОМНОГО

Варя.  Анастасия, ты куда ходила?

Настя. Да вот мусор выносила.

Варя. А почему такая задумчивая? Что-то случилась?

Настя. (Садится рядом). Только что видела дедушку грязного, оборванного.                 

Он в мусорке роется. Жалко его.

Варя. Да жалко. Наверное, он голодный. Чем же ему помочь?

Я придумала!.. А давай соберём ему обед!

Настя. Давай! Только быстро, а то он уйдёт.

Начинают готовить бутерброды.

Варя. (Складывает в кулёк). Итак, что у нас есть?

Вот помидор, правда, немножко подгнивший.

Настя. Ну и что? У этого деда и такого нет. (Продолжает) А вот орехи…

Варя. Ну, грязные-то орехи кладешь вместе с маслом.

Настя. Ты думаешь, у этого бездомного руки чище, чем эти орехи?

             Он же в мусорке роется!

Варя. Радость какая, у нас даже банан есть! Только он чернеть начал.

Настя. Ничего-ничего клади: главное, было бы чего ему покушать.

Варя. Вот ещё мандарины нашлись. Ой, кажется, здесь плесень…

Настя. Хватит рассматривать. Идти надо, а то он уйдёт. На, положи яички.

Варя. Так они уже, наверное, месяц в холодильнике лежат.

Настя.  Ну и что? Пусть спасибо скажет, что помогли.

Вот бутерброд успела приготовить.   

Выбегает на улицу. Через минуту возвращается с кульком в руках, расстроенная.

(что же произошло и чем окончилась история?)

Варя. (Смотрит на кулёк). Что не взял?

Настя. Не успела. Он уже ушёл… Ну, и куда теперь денем всё это?

Варя. Не переживай, сами съедим.

Настя(Открывает кулёк). Да… Всё смешалось, масло размазалось, банан помялся, помидор вытек. Слушай, да это же невозможно кушать.

 Варя. Знаешь, что я сегодня прочитала в Библии (читает): «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).

Настя. А причём здесь это?

 Варя. А притом, что если бы мы делали обед для бездомного, как для себя, то его не пришлось бы выбрасывать.

ПРИТЧА О ПОГОРЕЛЬЦАХ

Автор: Жили-были две бедные вдовы. Одна из них была жадная, а другая – добрая. Если кто, бывало, попросит: «Дай водички попить», добрая ему еще молочка и хлебушка вынесет и скажет: «Мир тебе, добрый человек. Покушай ради Христа и помолись обо мне». А жадная вдова и воды-то нальет полкружечки да еще и поворчит: «Ходят, ходят тут, воды выпрашивают. Так скоро всю воду из колодца выпьют».

Так они и жили в своих избушках, каждая по-своему, пока однажды на пороге дома жадной вдовы не появился странник:

Странник: – Я, матушка, собираю вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?

Жадная  вдова:– Старые вещи, говоришь? Нет у меня старых вещей!  

Странник: – Так, может, новые пожертвуешь?

Жадная вдова:– Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела.

Странник: – Что ж ты, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам?

 Жадная вдова: – На вот тебе  галошу и проваливай!

Автор: Странник вздохнул и пошел к дому доброй вдовы.

Странник: – Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?

Добрая вдова:– Как не подать!   (выносит мешок с вещами).

– Вот тебе тулупчик, и валенки, и кастрюльки…и подушка…

 Странник: – Сама-то, матушка, с чем останешься?

Добрая вдова:– Я, миленький мой, с Богом останусь, а бедным погорельцам надо помочь, у них ведь все добро пропало.

Автор: Отдала добрая вдова все, что у нее в доме, оставила только образ Божьей Матери. Но только странник ушел, грянул гром, засверкали молнии и ударили в домики обеих старушек. Домики сразу загорелись, и вдовы едва успели сами выскочить в чем были, а добрая вдова успела и образ Богородицы спасти. Тут и странник появляется.

(окончите быль)

Странник: – Вот, матушки, как получилось! Не зря я просил у вас подать на погорельцев. Прими, добрая сестра, свое добро, – говорит он доброй вдове и отдает ее мешок со всеми ее сохранившимися вещами.

САМОЕ ДОРОГОЕ

Автор: Посватался судья за дочь бедного мужика, но поставил условие: если она вмешается в его судейские дела, то уйдет из его дома. Поженились они и стали счастливо жить, так жена очень любила своего мужа, несмотря на его тяжелый характер. Но вот однажды пришли к судье два мужика и попросили их рассудить.

1-й мужик:  – Рассуди, господин судья! Моя кобыла родила жеребенка, а сосед хочет забрать его.

2-й мужик: – Это мой жеребец принес жеребенка!  И он принадлежит мне! Судья: Нужно подумать…

Автор: Второй мужик был побогаче и дал судье взятку, и вопрос был решен в его пользу.

Судья:…Жеребенок принадлежит хозяину жеребца! Так решил наш справедливый суд… 

Жена: – Что же делать? Я всё слышала и видела, я не могу молчать! Нужно помочь бедному мужику! (зовет 1-го мужика). Мил человек! Подойди, дам тебе совет! (шепчет ему на ухо, он ей кланяется…)

(Что было дальше? Как восторжествовала справедливость?)

 Автор: – И дала она тогда бедному мужику совет. На следующий день, когда судья с друзьями пошел гулять, он у них на виду стал решетом носить в кадушку воду. Судья с друзьями стали смеяться. А мужик и говорит:

1-й мужик: – Если жеребец может родить жеребенка, то и воду решетом можно перенести.

Судья: – Это в мой огород камень! Вот стыд какой!.. Эй, мужик, кто тебе такой мудрый совет дал?

1-й мужик: – Ваша разумная супруга, господин судья.

Автор:  Рассердился судья, что жена не выполнила договоренность, и стал ее из дома гнать. Но перед уходом разрешил взять из дома самое для нее дорогое.

Она согласилась, но попросила его последний раз с ней поужинать. Накрыла на стол, стала угощать мужа, насыпала в вино сонного порошка. Когда он уснул, приказала слугам отнести судью прямо на кровать к себе домой. Вскоре он проснулся и увидел жену.

Судья: – Где я?..

Жена: – У меня! Ты же сам сказал, чтобы я вынесла из дома самую дорогую вещь. Дороже тебя у меня никого и ничего нет.

Судья: – Прости меня, родная жёнушка, мало ценил я тебя, возвращайся и будем жить в мире, любви и справедливости к людям.

Терпение и любовь все побеждают!!!

ТРИ СИТА      

 (Автор, мудрец, один человек)

Автор: Один человек спросил у мудреца:

 Один человек: Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

Мудрец: Подожди, просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

 Один человек: Через три сита?

 Мудрец: Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала – через сито правды. Скажи, ты уверен, что то, что ты хочешь сказать мне о моем друге, правда?

 Один человек: Нет, я просто слышал это.

Мудрец: Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

 Один человек: Нет, напротив, это неприятное известие, вряд ли ты обрадуешься.

 Мудрец: Значит, ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Тогда попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

 Один человек: Нет, в этом нет необходимости.

 Мудрец: Итак, – заключил мудрец, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Один человек развел руками: Три сита!...Ты прав, мудрец! Прежде, чем что-то сказать – нужно хорошо подумать.

Автор: Добавим к этой притче свои мудрые высказывания:  

  • Не говори о ком-то плохо…
  • Не верь злому слову
  • Лучше мирить людей, чем ссорить и т.д.

"ХОРОШЕЕ" В.А. Осеева

Юрик: – Какое солнце, какой день хороший! Так и хочется сделать самому что-нибудь хорошее, значительное  сделать. А вот если бы, к примеру, моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!

Сестрёнка:- Братик, Юра, погуляй со мной!

Юрик: - Уходи, не мешай думать! (пауза)  Вот если б на нашу няню волки напали, а я бы их застрелил!

Няня: - Юрочка, помоги мне, убери посуду.

Юрик: - Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня.

Юрик: Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!

А Трезорка тут как тут: "Дай мне попить, Юра!"

Юрик: -  Пошёл вон! Не мешай думать!

Поджал пес хвост и жалобно заскулил…А тут и мама зашла.

 Юрик: -  Мама, что бы мне такое хорошее сделать?

(продолжите: какой совет дала мама?»

Погладила мама Юру по голове:

Мама:- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Юрик: (разводит руками) –Да…Всё так просто. Оказывается, ничего придумывать не нужно… Хочешь творить добро – помогай ближним.

Добрым быть – это маме помочь

И обиду свою превозмочь.

Друг грустит  –  ты словом согрей.

Если ближний замерз – обогрей.

Если голоден он – накорми,

Если жаждет он – напои.

Если он скорбит – утешай,

Заболеет он  – навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того чтобы всех ты любил.

ЦВЕТЫ

Автор: Великий король хотел выбрать наследника из своих троих сыновей. Все они были близнецами, разумными и храбрыми, и выбрать было сложно. Он посоветовался с мудрецом, и тот дал ему идею.

Король: «Сыновья мои драгоценные, время мне определить, кто из вас будет моим наследником. А потому хочу дать вам задание. Вот каждому из вас пакет цветочных семян. Я отправляюсь в многолетнее паломничество. А вы оставайтесь, хозяйствуйте. Кто лучше сохранит за вре­мя моего отсутствия семена, тот и станет моим наследником».

 (поклонились ему сыновья)

Первый сын:  – Что тут долго думать! Положу-ка я семена в желез­ный сейф, пусть себе хранятся.

Второй сын: – «Если положить их в сейф, они ум­рут. Пойду-ка я в  магазин, продам их, а когда отец вернется – куплю такие же».

 (что решил третий сын и как разворачивались события дальше?)

Третий сын: «Место семенам – в саду. Высыплю я их везде, где есть для них место!» (он пошел в сад и высыпал семена в землю)

Автор: Через два года отец вернулся. Первый сын достал из сейфа мертвые, закисшие семена, и протянул отцу.

Первый сын:– «Вот, отец, твои семена».

Отец: –«Это не мои семена. Мои были способны расцвести, а эти умерли и никогда не зацветут».

Второй сын: – «Вот, отец, я сохранил твои семена, они не умерли и способны взойти».

Отец: – «Это не мои семена. Я разво­дил редкий сорт».

Третий сын: – «Пойдем, отец в сад! Посмотри, в нем тысячи разных цветов. Это проросли те семена, которые ты мне дал. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе».

Отец: – «Вот мой наследник!»

Автор: Любовь подобна цветам. Цветы нельзя запасти или накопить. Если она зацвела в тебе, то ее нужно отдавать. Чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет.

Что легче? Притча о правде и лжи для детей. 

Автор притчи Монах Варнава (Евгений Санин).

Автор: Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: родители заругают и накажут!

1-й: Попадет нам дома!

2-й:  Эх, соврать или правду сказать? Может, историю какую придумать?   

1-й: Я скажу, будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

2-й:  Я скажу, что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
3-й: А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Автор:  Вот разошлись они все по домам.

1-й: Мама, на нас чуть волк не напал! Уж мы по лесу от него бегали, бегали…

Мать: Ой, страх-то какой…

 (тут мимо случайно проходил лесник)

 - Нет в этих местах волков и отродясь не было!

 Мать: Вот и получишь сейчас от отца за то,  что поздно пришел, а за ложь - вдвое.
2-й: Папа, мама, я деда нашего встретил, потому и запоздал. Так хорошо мы с ним поговорили…

(а дед тут как тут - в гости идёт)
   Дед: Ну-ка, ну-ка, внучок, не меня ли ты встретил? Или у тебя еще здесь дед есть? Что за чудеса рассказываешь?

2-й: (испуганно) Ой, дед! Ну, я попался!

Отец: Давно не пробовал, видать, сынок свежей розги? А за вранье вдвое полагается!

(Как поступил, по-вашему, 3-й мальчик? Что ответили родители? Сделайте вывод).

 3-й: Папа, мама, простите меня! Загулялся я и о времени позабыл!

 Мама: Сынок, мы же волновались!

 Отец: Впредь смотри у меня, не поступай так больше, а что сознался – хорошо!

ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ

ЧЕЛОВЕК И МУДРЕЦ

Человек: — Все говорят, что я не умею держать язык за зубами, даже называют кляузником. Честно говоря, я много злых слов говорил в своей жизни. Как бы мне теперь исправить все необдуманные слова?

Мудрец :— Возьми перьевую перину, поднимись на самую высокую крышу и развей перья по ветру. После возвращайся ко мне, я буду ждать тебя.

Автор: – Человек мигом сделал все, что велел старец. Довольный, он прибежал обратно к мудрецу.

Человек: — Ну что, теперь я все исправил?

(Что ответил мудрец, какой хороший урок преподал Человеку и нам всем?)

Мудрец:—  Нет, это была лишь часть задания. А теперь иди и собери все перья до одного.

Человек: Но это… невозможно! Да…это  хороший урок для меня на будущее.

 

свернуть

ИГРЫ

развернуть

Игра «Ехал Грека»

Цель: развитие двигательной активности, ловкости, внимания и речи.

По считалочке (например: Стакан, лимон, Выйди вон) выбираем водящего он вместе со всеми становиться вокруг стула или небольшого стола и начинает говорить скороговорку:" Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак сунул Грека руку в реку рак за руку Греку цап". В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу в конце водящий должен ударить кого-нибудь по руке. В эту игру можно играть и вдвоем.

Игра «Краски»

Цель: развитие речи ребенка, внимания, памяти и закрепление знания цветов.

Выбираются "хозяин" и два "покупателя". Все остальные-"краски". Каждая"краска" придумывает себе цвет и тихонько называет его "хозяину". Когда все цветы названы, он приглашает одного из "покупателей". Тот стучит:

-Тук, тук.

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет (хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки. Поноси, поноси да назад принеси)

Если покупатель угадал цвет, то забирает краску себе.

Идет второй покупатель разговор с хозяином повторяется так покупатели подходят по очереди, разбирая краски. Выигрывает тот, кто набрал больше красок.

Игра «Ручеек»

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Чехарда»

Цель: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата.

Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Игра «Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно.

А зима теплее, - В центр.

А весна милее. - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

 Игра «Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть       Стоят, хлопают в ладоши

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп – 2 раза

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать        Прыгают на двух ногах

Скок, скок, скок, скок

Надо Зайке поскакать.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.  Дети убегают на места.

Игра - драматизация «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

  

Игра «Король»

Цель: соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: 

— Здравствуй, Король!

— Здравствуйте! — отвечает он.

— Нужны вам работники?

— Нужны.

— Какие? 

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль. 

свернуть

БЕСЕДЫ

развернуть

БЕСЕДЫ

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

- Ребята, давайте поговорим с вами о самом близком человеке. Вы можете назвать его? (это мама).

- Конечно, это мама! А как зовут ваших мам? (дети называют).

Мне мама приносит игрушки и конфеты

Но маму люблю совсем не за это.

Веселые песни она напевает

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей доверяю свои секреты,

Но маму люблю не только за это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо:

Ну просто за то, что она моя МАМА!

- Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете вашу маму?

- На какой цветок похожа ваша мама? (ответы детей)

- Что она любит делать? (ответы детей)

- Чему она вас научила? (ответы детей)

- Что она дарит вам на праздники и дни рождения? (ответы детей)

- А как вы мамам помогаете? (ответы детей)

- Конечно же, у вас самые хорошие, замечательные мамы. А хотите сделать для мам подарок? Вот посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (мама ласковая, красивая, добрая, веселая, умная, нежная, любимая)

- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали в сундучок для мамы.

- А кто знает поговорки, пословицы о маме? («При солнышке тепло, при матушке добро», «Куда матушка, туда и дитятко», «Мать кормит детей, как земля людей»)

- Молодцы, ребята! Давайте закроем наш сундучок, чтобы наши подарки не растерялись и не забылись.

«Расскажи о своей маме»

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика ( по рассказу М. Зощенко «Показательный ребёнок»).

Жил – был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался дома с бабушкой. Когда мальчик подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит её ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждёт, что ему тоже что – нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью педагога) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседы можно задать детям следующие вопросы:

- Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)?

- Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

- Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

- Кто поздравляет вас с днём рождения, дарит подарки?

- Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо?

Педагог подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц  и поговорок.

С помощью педагога дети объясняют пословицу «при солнышке тепло, при матери добро».

- А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней?

Педагог просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

- За то, что она покупает игрушки?

- За то, что она вкусно кормит?

- За что же? (Когда мне больно мама жалеет, лечит меня. Когда мне весело, мы вместе с мамой  смеемся, если мне грустно, то мама развеселит.  Мы с мамой вместе играем, гуляем.

- Молодцы, ребята! У всех мамы самые лучшие! 

свернуть

СКАЗКИ о материнской любви

развернуть

СКАЗКИ

о материнской любви

НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Айога»

В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили...

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

- Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвётся! - отвечает Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю...

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

- Дай мне лепёшку, мать!
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.

- Я рукавицы надену, - говорит Айога. 

- Рукавицы мокрые.

- Я их на солнце высушу.

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.

А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Кукушка»

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

- Детки, воды мне дайте... Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов.

Другой говорит: - Я без шапки.

Третий говорит: Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я...

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я...

Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Материнская любовь»

Давным-давно в деревне, неподалёку от города Кэсона, жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле у богатого соседа, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Так и жили они, сводя кое-как концы с концами.

И был у них сын Хан Сек Бон, которого они любили больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула на них непоправимая беда: отец тяжело заболел и умер. Умирая же, сказал он своей жене:

— Пусть наш сын будет учёным, и тогда все его станут уважать.

И жена пообещала мужу выполнить его последнее желание.

Когда Хан Сек Бону исполнилось семь лет, мать сказала:

— Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время тысячу иероглифов, выучишь лучшие стихи, научишься медицине и прочтёшь книги философов. После этого ты сможешь выдержать экзамен в Сеуле и станешь учёным, как хотел отец.

Хан Сек Бон ушёл учиться в Кэсон, и мать осталась одна в своём маленьком домике. Никто в деревне лучше неё не пёк рисовых хлебцев. Они были и вкусны, и красивы, всегда одинаковые, ровные, пышные. И поэтому все соседи покупали хлебцы только у неё.

Не было такого вечера, чтобы мать не думала о своём мальчике. Она скучала без него, горевала и плакала. По ночам мать высчитывала, сколько лет, месяцев и дней пройдёт, прежде чем она увидит дорогого сына.

Но дней до встречи оставалось ещё много.

И вот как-то вечером мать услышала близ чиби чьи-то шаги. Она открыла дверь и узнала своего сына.

Мать видела, что Хан Сек Бон измучен дальней дорогой, ей хотелось броситься к мальчику, прижать его к своей груди.

Но она не сделала этого. Она даже не улыбнулась своему сыну, только спросила:

— Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты уже постиг все науки и можешь держать экзамен?

Хан Сек Бон не ожидал такого сурового приёма от матери. Он заплакал и сказал:

— Я очень устал. Много десятков ли прошёл я пешком и не ел со вчерашнего утра. Накормите меня, а утром я всё вам расскажу.

Ах, как хотелось матери обнять своего сына, поцеловать его, накормить лучшим, что было в доме, и уложить на циновку! Но она ничего этого не сделала, а спросила снова:

— Разве ты уже постиг все науки, которые должен был познать за десять лет?

Сын ответил:

— Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся к вам раньше времени.

— Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов, — сказала мать.

Когда сын вынул из мешочка, что висел у него на поясе, тушь и кисточку, мать задула огонёк светильника и сказала:

— Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я — печь хлебцы.

Через некоторое время мать воскликнула:

— Хлебцы готовы!

И с этими словами она вновь зажгла светильник. Хан Сек Бон показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые, неровные, и в нескольких местах были даже кляксы.

Тогда мать сказала:

— Посмотри на мои хлебцы.

Хан Сек Бон посмотрел на хлебцы. Они были ровные, красивые, одинаковые, аккуратные, точно мать пекла их при ярком свете.

А мать положила на плечо сына руку и промолвила:

— Возвращайся в Кэсон и приходи домой, когда минует срок и ты будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать.

Взмолился Хан Сек Бон:

— О, позвольте мне остаться хотя бы до утра! Я шёл к вам не останавливаясь много дней и ночей, и нет у меня силы снова идти в такой далёкий путь.

— Нет у тебя времени для отдыха, — ответила сурово мать. — Вот тебе на дорогу хлебцы — и прощай!

Пошёл Хан Сек Бон в темноте по горным тропам. Тяжела была дорога в древний город Кэсон. Не раз преграждали ему путь горные потоки и завывали поблизости дикие звери.

Хан Сек Бон шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его за те годы, что прожил он в Кэсоне.

Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны — один к одному, один к одному!

И тогда Хан Сек Бон впервые подумал: «Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!».

Подумав так, Хан Сек Бон поспешил в Кэсон.

Прошло ещё пять лет — и вновь мать услышала вечером шаги у своего домика. Она открыла дверь и снова увидела сына.

Хан Сек Бон протянул к матери руки, но мать сказала:

— Все ли науки ты постиг, что пришёл домой?

— Все, — ответил сын.

И, вынув из мешочка бумагу, тушь и кисточку, он задул светильник.

Через десять минут Хан Сек Бон сказал:

— Можете зажечь светильник!..

Мать осветила комнату и подошла к сыну. Перед ней лежал лист бумаги, заполненный иероглифами. Иероглифы были все чёткие, ровные, красивые, один к одному, один к одному!

И тогда мать воскликнула:

— Как я ждала тебя! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

…Прошли годы, и Хан Сек Бон стал знаменитым учёным. Когда же ученики спрашивали его, как он стал таким учёным, Хан Сек Бон отвечал:

— Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать всё хорошо и честно. А кто делает всё хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет.

свернуть

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ

развернуть

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Дождик, дождик маленький,
Ветерок удаленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

На кроватке из соломы

Спит Иисус-малыш.

В мягких ясельках в хлеву

Ты, Иисус, лежишь.

 

С малышом Мария-мама

Рядышком сидит.

Тихо песню напевает:

Спи, малышка, спи.

 

Спит ослёнок, спит ягнёнок,

Наигравшись днём.

Спи, мой маленький ребёнок,

Дитятко моё.

 

Над Землёй звезда восходит,

Озарив восток.

На кроватке из соломы

Спит Предвечный Бог.

свернуть

СТИХИ О ПРАВОСЛАНОЙ ВЕРЕ

развернуть

Кудрявый ежик

Жил на свете славный ежик -

Тихий топот шустрых ножек,

Только, как он ни пригож,

На других он не похож.

Все ежи сердиты, колки,

На боках растут иголки,

А у нашего бедняжки -

Только нежные кудряшки.

Все ежи пыхтеть умеют,

Тронуть их никто не смеет,

Этот не умел пыхтеть -

Только песенки мог петь.

Потому по мхам и кочкам,

И березовым лесочкам

Место вы нашли б едва ли,

Где б его не обижали.

От обиды и от грусти

Ежик спрятался под кустик,

Побледнел и похудел,

Песен радостных не пел.

Выглянуть боялся он,

Тихо плакал под кустом.

Среди тех густых лесов

Тихо шел Иисус Христос,

Рядом проходя с кустом

Ежика увидел Он:

-"Что случилось, ежик бедный,

Отчего такой ты бледный,

Не играешь, не шумишь,

Только плачешь и дрожишь?"

-"Потому что я не колкий,

Не растут мои иголки,

За обиду не могу

Сдачи дать я никому.

Все меня лишь обижают,

И никто не утешает,

Всех стесняюсь, всех боюсь,

Оттого я в тень и жмусь".

Тут Спаситель улыбнулся

И рукою потянулся -

Ежика за лапку взял,

Очень ласково сказал:

"Я тебя люблю такого -

Шелковистого, смешного,

И вдвоем Моим путем

Мы теперь с тобой пойдем.

Я Своей святой любовью,

На кресте пролитой кровью

Исцелю тебя от ран

И Свою защиту дам.

Хорошо, что ты не колкий,

Не нужны тебе иголки,

Ты учись любить, прощать,

И сердечко защищать

Не иголками, не злобой,

А любовью светлой Бога.

Сочиним с тобою вместе

Много мы чудесных песен,

Будем детям возвещать

Про Господню благодать.

Путь открыт! Пойдем со Мною,

Светлой утренней зарею

Будем славить мы Отца,

Всемогущего Творца!"

Ежик взял и отряхнулся,

И Иисусу улыбнулся,

По Господнему пути

Очень он хотел идти.

И идя, он пел дорогой

Песни про Святого Бога,

Чтоб по всей земле плыла

Богу Дивному хвала.

Мост

- Чьи-то маленькие ножки

Постучали по дорожке,

Кто же вдруг пришел к нам в гости

В этот ранний час?

- Это милая овечка,

Шерстка в шелковых колечках.

Что расскажешь нам, овечка,

Чем порадуешь ты нас?

- Я пришла к вам с вестью доброй,

С вестью радостной и бодрой,

И сейчас я по порядку

Все вам расскажу.

Раз зашла я в лес огромный,

Страшный, сумрачный и темный,

Вдруг тропинку потеряла

И не нахожу.

В зарослях крапивы жгучей,

И в терновнике колючем

Я бродила, я плутала

В мрачной тишине.

Сердце плакало и билось:

"Вот совсем ты заблудилась,

И никто на целом свете

Уж не вспомнит о тебе!"

Тут мои ослабли ножки,

Я упала на дорожке,

Думая, что без сомненья

Мой конец настал.

Вдруг шаги я рядом слышу,

Что ночных туманов тише,

И спокойный, добрый голос

Вдруг меня позвал:

"Здравствуй, милая овечка,

Шерстка в шелковых колечках!

Я искал тебя по свету

Отдал много сил.

Исходил Я все дороги,

И Свои изранил ноги,

Чтоб спасти, тебя, малышка,

Кровь Свою пролил.

За тебя Я принял муки".

И Свои святые руки

Протянул ко мне Он тихо,

Поднял над землей.

Улыбнулся, обнял нежно,

И в любви Своей безбрежной

Он сказал: "Пойдем со Мною

В дом небесный Мой".

Шли мы тихо под луною,

Он беседовал со мною,

И Его спокойный голос

Боль унял и страх.

Большой град сверкнул зарею...

Только пропасть меж землею

И прекрасным, святым домом

Бога в небесах.

Стала я тогда боятся,

Что придется нам расстаться,

Потому, что через пропасть

Нету мне пути.

Он сказал мне: "Не пугайся

И во всем Мне доверяйся".

Поднял Он меня на руки

И помог пройти.

Там же, где ступали смело

Через пропасть в дымке белой,

В кровь израненные ноги -

Вдруг воздвигся мост.

- Кто же чудный твой Спаситель,

Твой прекрасный Избавитель,

Как зовут Его - скажи нам?

- Он - Господь, Иисус Христос!

Он велел идти мне к детям

И поведать всем на свете,

Что открыта всем дорога

В светлый Божий дом.

Хочет Он, чтоб не встречали

Вы ни горя, ни печали,

И для этого Господь наш

Стал для вас мостом.

Приходите поскорее!

Он Своим теплом согреет

И Своей любовью нежной

Детские сердца.

Он вас ждет! К Нему спешите,

Безбоязненно входите

В светлый дом Христа Иисуса

И Его Отца

свернуть

Православные праздники

развернуть

Православные праздники

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

Рождество-7 января Святки- с 7 по 19 января
Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Нецелевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль
И воздух - бело-розов
И сладок, Как ваниль....

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников.

– Ребята, что вы знаете о Рождестве?

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение.

В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.

В этот праздник принято колядовать.

– Вы можете сказать, что такое колядки?

Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!».

Ой, да каждой зимушкой

Мы с подружкой Зинушкой,
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены...
Всласть поем- стараемся,
А не повторяемся:
Все наши колядочки
Собраны в тетрадочке.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль - март

Начинаем проводы зимы -
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.

МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в

трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.

Вторник – «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.

Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

ПАСХА

(Март – Апрель)

Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы.

Празднование Пасхи – многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.

У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было «христосоваться»  поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца  символ жизни.

свернуть

Духовно-нравственное воспитание

развернуть

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В.А.Сухомлинский

Школьное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха);
  • тематические выставки детского творчества;
  • экскурсии на природу (красота Божьего мира).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

– чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость,жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Материнская любовь» корейская сказка.

– бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

– заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

– творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

– совместные мероприятия детей и мам.

Интеграция духовно-нравственного воспитания проходит в различные виды детской деятельности:

  • игровую: проведение сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивных, подвижных, народных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

  • продуктивную деятельность: изготовление поделок, рисунков для родных и именинников, к православным праздникам;
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»).

  Для работы с родителями используется консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, предлагается перечень литературных произведений для семейного чтения.

В целом, мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

свернуть
поделиться в: