Программа
социально-педагогического практикума
по отработке конкретных социальных навыков
Занятие 1. Навык «Задавание вопроса»
Занятие 2. Навык «Начало беседы»
Занятие 3. Навык «Принятие критики»
Занятие 4. Навык «Как сказать нет»
Занятие 5. Навык «Просьба о помощи»
Занятие 6. Навык «Ведение переговоров»
Занятие 7. Навык «Отстаивание своего мнения»
Занятие 8. Навык «Преодоление обвинения»
Занятие 9. Навык «Выражение благодарности»
Занятие 10. «Заключительные игры и упражнения»
Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и социумом. Когда навык не усвоен, учащиеся вступают в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных энергетических затрат. Овладение навыками поможет сгладить различие между детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях, и детьми, получившими навыки социализации в семье.
Как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность, - эти навыки актуальны для проработки, учитывая особенности выпускников сиротских учреждений.
Критерием эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или если цель достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не считается эффективным.
Занятия строятся на основе метода Структурированного обучения (А. П. Гольдштейн и Р. П. Спрафкин).
Структурированное обучение – это обработка навыков социального взаимодействия. Для того чтобы создать мотивацию к отработке навыков, надо обратиться к личному опыту, можно узнать, бывали ли в жизни участников трудные ситуации подобного плана (в соответствии с изучаемым навыком), таким образом, отработка навыков начинается с демонстрации подросткам ценности использования этих навыков в жизни.
В Структурном обучении выделяется четыре компонента: моделирование, ролевая игра, обратная связь и перенос навыка.
Моделирование – это своего рода зарисовка жизненной ситуации, выполняемая ведущим и одним из участников. Его целью является показ участникам группы изучаемого навыка. Каждый навык составляют специфические поведенческие шаги. При показе все шаги, составляющие навык, должны быть смоделированы в правильной последовательности. Все второстепенные детали должны быть минимизированы. Моделирующие показы должны изображать только один навык за раз. При моделировании ведущему следует изображать такого же человека, как участники группы, то есть воспитанника, похожего по возрасту и вербальным способностям. Для демонстрации навыка используется не менее двух примеров.
Для того чтобы участники внимательно следили за представлением навыка, предварительно нескольким участникам раздаются карточки, на которых написаны поведенческие шаги. Каждая карточка содержит один шаг изучаемого навыка. Ведущий уделяет особое внимание помощи участникам в отслеживании поведенческих шагов. Некоторые шаги вызывают у участников недоумение, так как они представляют собой «мысли вслух». Ведущий сообщает, что актеры иногда «думают вслух», что обычно они бы «думали про себя» и что этот процесс сделан для того, чтобы облегчить обучение.
Ролевая игра служит поведенческой репетицией. Для проигрывания лучше использовать гипотетическую будущую ситуацию, чем проигрывать события прошлого. Тем не менее обсуждение прошлых событий, требующих использования изучаемого навыка, может быть использовано в качестве стимулирования участников на придумывание примеров, подобных ситуаций, которые могут случиться в будущем. Когда кто-то из участников описал ситуацию из своей жизни, в которой использование навыка сможет быть полезным, он становится главным актером и выбирает участника на вторую роль. Далее уточняется вся ситуация: обстановка, настроение участников, что предшествовало данной сцене и т.д. Это повышает реализм сцены. Важно, чтобы главный актер старался выполнить поведенческие шаги данного навыка. Это главное назначение ролевой игры в Структурном обучении. Перед исполнением сцены главному актеру напоминаются шаги навыка. Карточки с написанными шагами раздаются другим членам группы. Каждый из них громко зачитывает шаги, начиная с первого. Они становятся наблюдателями, каждый получивший карточку наблюдает за качеством выполнения шага, записанного на его карточке.
После каждой игры проводится обсуждение. Главный актер получает обратную связь от второго актера, наблюдателей и ведущего. Ведущему важно следить за тем чтобы поддерживался поведенческий фокус обсуждения. Комментарии самого ведущего должны указывать на присутствие или отсутствие специфического конкретного поведения и не принимать формы оценочного комментария. Так же комментарий ведущего должен носить позитивный характер. Возможно критика отдельных недостатков. Целиком «плохое» исполнение может быть рассмотрено как «хорошая попытка». Если комментарий негативный, обязательно должны быть конструктивные предложения о том, как может быть улучшен навык. После обсуждения можно переиграть ролевую игру, первый и второй участники могут поменяться ролями или сцену могут разыграть другие участники.
Для переноса навыка в реальную жизнь можно использовать домашние задания. Участники берутся попробовать данное поведение в своей реальной жизни. Они записывают, где, когда, с кем они попробуют использовать изученный навык. Последующие занятия начинаются с обсуждения домашней работы.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
- Вводная часть (разминка);
- Основная часть (рабочая);
- Завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия социальному педагогу важно почувствовать группу, диагностировать состояние детей, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.
На первом занятии часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения в работу, а также определения дальнейшего направления движения.
В качестве разминки можно использовать следующие упражнения:
Упражнение «Ассоциации с встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреч была животным, то это была бы… собака».
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»
Инструкция
«Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит вовсю».
УПРАЖНЕНИЕ «НАСТРОЕНИЕ»
Инструкция
«Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник».
УПРАЖНЕНИЕ «МЕНЯЮЩАЯСЯ КОМНАТА»
Инструкция
«Давайте сейчас все будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…»
УПРАЖНЕНИЕ «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ»
Участники ходят по комнате и одновременно изображают какое-то животное: медведя, зайчика, тигра, змею, котенка…
Можно также модифицировать это упражнение, например один участник изображает животное в центре, а другие отгадывают, кого он изобразил и изображают его таким же образом. Или все идут гуськом, первый – изображает кого-то, а остальные стараются как можно точнее воспроизвести его движения.
УПРАЖНЕНИЕ «НАПЕРСТОК»
Эта разминка позволяет не только настроить участников на работу, но и ускорить их, если они возбуждены.
Материалы. Один наперсток или другая маленькая вещь.
Инструкция. «Я спрятала в комнате наперсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и ящики, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет наперсток, в следующий раз прячет его».
УПРАЖНЕНИЕ «БУКЕТ»
Водящий стоит в центре круга сидящих на стульях участников. Участники группы выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или самими участниками. Например: роза, ландыш и пион. Если в группе 12 человек, то будет по 4 цветка каждого вида. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал. А по команде «букет» меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становится следующим водящим. Это более простой вариант упражнения «Пересядьте все те, кто…».
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЫЛКА»
Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки лежат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество и виды движений).
УПРАЖНЕНИЕ «СИГНАЛ»
Участники стоят в кругу. Достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
Далее приводятся выделить упражнения, которые повышают уровень внимания участников и ориентацию на других, группу в целом. Они создают рабочий настрой в «вялых» или «слишком веселых» группах
УПРАЖНЕНИЕ «ЧИСЛО ТРИ»
Инструкция.
«Сейчас все будем считать до 15. Считать будет по очереди, вслух. Тот, кому достается число 3, 13, или те числа, которые делятся на три, должен будет молча хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть. Если он сбился – выходит из круга». Игра повторяется, пока не останется три участника.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»
Участниками загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
УПРАЖНЕНИЕ «КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ»
Инструкция.
Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят, а на команду: «Карлики!» нужно присесть. Следите внимательно за словами, так как ведущий попробует вас запутать – будет приседать на команду «Великаны» и т.п.
УПРАЖНЕНИЕ «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ!»
Эта игра хорошо известна. Мы приводим модификацию этой игры, придуманную детьми. Выбирается водящий. Все хором говорят: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура, на месте замри!» Все «морские фигуры» замирают в разных позах. Водящий подходит по очереди к каждому участнику и «включает» его. Этот участник начинает выполнять какие-то движения Тот, чьи движения понравились водящему больше других, становится следующим водящим.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЯ» (15)
Инструкция.
«Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу а сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Основная часть обычно посвящена теме занятия. Важно отслеживать групповую динамику и уделять необходимое время мотивации участников на занятия, проработке агрессии, внутренним конфликтам или недовольству педагогом. Тогда основная часть занятия модифицируется в соответствии с потребностями группы.
Иногда на занятии может быть использовано несколько упражнений, и есть упражнения, которые могут занимать целые занятия.
В основной части проводятся на только упражнения, но и беседы, рисование, сочинение историй и т.д. в соответствии с темой. Участники могут обратиться к своим жизненным ситуациям и к тому, что происходит в группе. Все, происходящее в группе, становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой в целом.
Диалоговый, многомерный подход к организации занятий предполагает спонтанность социального педагога и участников группы. Поэтому я привожу здесь не разработанные «дни», не сценарий занятий, а лишь материал для их построения в зависимости от темы занятия, потребностей участников и самого ведущего.
Итак, сейчас мы ознакомимся только с основной (рабочей) частью каждого из 10 занятий практикума, остановившись более подробно на первых четырех занятиях.
Занятие 1. НАВЫК «ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСА»
Для того чтобы создать мотивацию к проблеме, надо обратить содержание темы к личному опыту. Для этого сначала можно спросить: «Бывали ли у вас в жизни ситуации, в которых вы хотели что-то узнать от других людей, но это не получилось, были ли у вас в жизни случаи, когда трудно было задать вопрос, выяснить какую-то информацию?»
Если участники затрудняются в нахождении таких случаев, стоит помочь наводящими вопросами: «Бывало ли так, что у вас возникали какие-то затруднения в школе, в транспорте, в магазине, в общении со сверстниками, со взрослыми, на уроке из-за того, что вы стеснялись или не знали, как вам прояснить что-то, получить ту или иную информацию?»
Если дети все равно затрудняются, можно предложить им конкретные ситуации из их жизни, в которых, мы знаем из опыта, они часто испытывают затруднения такого рода.
«Бывало ли так, что вам трудно спросить в магазине, кто последний в очереди; затруднялись на уроке поднять руку, чтобы задать вопрос, когда что-то непонятно, и оставались с непроясненным вопросом; бывало ли так, что вы не сделали домашнее задание только из-за того, что вы не могли уточнить, что задано».
Можно рассказать о своей трудной ситуации, из своего опыта.
Учащиеся на наших занятиях обращались к следующим ситуациям: отпрашивался с урока и не разрешили уйти; проехал нужную остановку, потому что не спросил, где надо выйти; были деньги на джинсы и не смогла купить их; дежурил второй день подряд и не догадался спросить, почему должен это делать и т.д. Можно обсудить с детьми, почему бывает трудно задать вопрос, что мешает это сделать. Возможно, это страх, что тебя не поймут, возможно, не чувствуешь себя на равных с человеком, у которого хотел бы спросить. Какие могут быть последствия, если не задал вопроса? Возможно, чего-то лишаешься.
Далее выбирается жизненная ситуация, в которой использование навыка «задавание вопроса» сможет быть полезным в будущем. Затем ведущий дает информацию о шагах, моделирует поведение и группа переходит к отработке навыка.
Задавание вопроса, шаги:
- Решите, о чем вы хотели бы больше знать.
- Решите, кого вы спросите.
- Подумайте о разных способах, чтобы задать ваш вопрос, и выберите один способ.
- Правильно выберите место и время, чтобы задать ваш вопрос.
- Задайте ваш вопрос.
- Примечания для ведущего. Для 1-го шага – спросите о чем-нибудь, что вы не понимаете, что вы не слышали, или о том, что вас смущает.
- Для 2-го – подумайте, кто имеет самую лучшую информацию по теме, обсудите это, спрашивая у нескольких людей.
- Для 3-го – подумайте о формулировке, поднимите руку, спросите спокойно.
- На 1-м шаге важно помочь прояснить ситуацию. Например, ребенку надо выяснить входит ли он в основной состав артистов, которые едут на выступление завтра вечером. При этом ребенок не хочет туда ехать. Первым шагом является осознать, что он не хочет туда ехать, и решить, что ему нужно спросить, чтобы прояснить ситуацию, а именно: входит ли он в основной состав артистов и можно ли ему не ехать выступать. На 2-м шаге он решает, кто может дать ему точную информацию. Вероятно, это руководитель ансамбля. На 3-м шаге он формулирует вопрос. На 4-м шаге он выбирает место и время, чтобы задать свой вопрос. Вопрос должен быть услышан, и поэтому лучше, если он прозвучит не «на ходу», а когда руководитель сможет ему уделить внимание. Последним шагом вопрос задается.
Занятие 2. НАВЫК «НАЧАЛО БЕСЕДЫ»
Работу с этим навыком можно начать со слов: «Думаю, что каждый из вас должен использовать этот навык хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в колледже, и на улице. Начало беседы хорошим способом может помочь вам». Вот некоторые ситуации, которые назывались учащимся: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпроситься у воспитателя на весь выходной день; познакомиться с новыми людьми; договориться с учителем и пропустить урок.
Шаги навыка «Начало беседы»:
- Поздоровайтесь с другим человеком.
- Поболтайте о чем-нибудь.
- Решите, слушает ли вас другой человек.
- Перейдите к главной теме.
Примечание для ведущего. Для 1-го шага – скажите «здравствуйте», выберите правильное место и время.
Для 3-го шага – проверьте, слушает ли другой человек: посмотрите на него, кивает ли он головой, говорит ли он «м-м, да-да».
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
Главный участник (актер) начинает беседу с учителем.
Главный актер обсуждает свое решение с воспитателем.
Главный актер предлагает планы на выходной день другу.
Для участников наиболее трудным является выполнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывая поговорить о чем-то для того, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.
Занятие 3. НАВЫК «ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ»
Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить.
Шаги:
- Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.
- Попроси разъяснения. Скажи, с чем ты согласен и с чем не согласен и
почему.
- Отметь реакцию партнера.
Примечание для ведущего. Для 2-го шага – скажите: «Что вы имеете в виду?» При этом можно повторять фразу, по поводу которой требуются разъяснения.
Для 3-го шага – предполагается, что вы получили разъяснения. Скажите: «Я согласен с тем, что вы говорили то-то, и не согласен с тем, что вы говорили то-то». При этом чувствовать себя надо свободно.
Рассматривая с учащимися первый шаг, как оставаться спокойным, можно провести маленькое упражнение. «Давайте надуемся, как автомобильные шины… надуемся… до конца, чтоб появилось желание сдуться». Так чувствует себя человек, когда его критикуют: чувствует, как надувается, или чувствует, как проливается сквозь землю, часто готовится сам атаковать. Можно привести образное сравнение. Канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадает в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику зададите простой вопрос: «Что вы имеете в виду?»
Второй шаг дается нам нелегко. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. И важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и я принимаю это, и тогда мне удается принять критику. Я с чем-то из сказанного соглашаюсь, а с чем-то - нет».
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
- Главного актера ругает учитель за грязь в тетради.
- Главного актера друг называет жадным.
Занятие 4. НАВЫК «КАК СКАЗАТЬ “НЕТ”»
Для учащихся овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если другой человека настойчив. Трудно также и определиться: отказывать или соглашаться.
Сказать «да» - может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» - сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими.
Шаги:
- Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
- Попросить разъяснения, если что-то неясно.
- Оставаться спокойным и сказать «нет».
- Объяснить, почему вы говорите «нет».
- Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
Примечания для ведущего. Для 2-го шага – если что-то неясно, спросите: «Что вы имеете в виду?»
Для 5-го шага – если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа.
Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, и у меня сейчас нет времени на это дело».
Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Однако эта способность так же важна, как и способность сказать «да».
Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся. В случае подростков эти люди не только заботятся, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют требования к детям, которые надо выполнять.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
- Друг просит главного актера подежурить за него.
- Воспитатель просит главного актера сходить с ним в магазин.
Далее мы приводим основное содержание навыков (шаги, комментарии для ведущего, предлагаемое содержание для моделирования ситуаций), которые были отмечены выше как наиболее значимые для воспитанников.
Занятие 5. НАВЫК «ПРОСЬБА О ПОМОЩИ»
Шаги Примечание для ведущего
- Решите, в чем заключается Определите, кто и что способствует
проблема. этому; каково их действие на вас.
- Решите, хотите ли вы помощи. 2. Подумайте, можете ли вы решить
проблему один.
- Подумайте об определенных 3. Оцените всех возможных
людях, которые могут помочь помощников и выберите лучшего.
вам, и выберите одного.
- Расскажите человеку о проб-
леме и попросите его помочь вам.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
- Главный актер просит учителя помочь в решении трудовой домашней задачи.
- Главный актер просит воспитателя помочь в личной проблеме.
- Главный актер просит у друга его игру на вечер.
Занятие 6. НАВЫК «ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ»
Шаги Примечания для ведущего
- Решите, имеете ли вы и другой Имеете ли вы время для обсуждения
человек различия во мнениях.
- Скажите другому человеку, что Изложите вашу собственную пози-
вы думаете о проблеме. цию и ваше принятие позиции
другого.
- Спросите другого человека, что
Он думает о проблеме.
- Послушайте внимательно его
ответ.
- Подумайте о том, почему дру-
гой человек может выбрать этот
путь.
- Предложите компромисс. Конечно предлагаемый компромисс
Должен учитывать мнение и чувства
обоих сторон.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
- Главный актер договаривается с воспитателем, какой фильм смотреть по телевизору.
- Главный актер договаривается с человеком о вознаграждении за работу.
Занятие 7. НАВЫК «ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ»
Шаги Примечания для ведущего
- Обратите внимание на то, что Подсказками являются напряженные
происходит с вами в вашем теле, мускулы, боли в желудке и т.п.
чтобы помочь себе узнать, чем
вы недовольны и что хотели бы
изменить.
- Подумайте, что случилось, Вы подавлены преимуществом, вас
из-за чего вы почувствовали не замечают, с вами плохо обраща-
себя недовольным. ются, вас дразнят?
- Подумайте о способах, ко- Попросите помощь, скажите о своем
торыми вы можете отстоять мнении, выслушайте ответное мне-
свои права, и выберите один. ние. Выберите правильное время и
место.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций.
- Главный актер обращается к учителю после несправедливого
наказания.
- Главный актер говорит воспитателям о желании большей уединенности.
- Главный актер говорит со сверстником после неизбрания в команду.
Занятие 8. НАВЫК «ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ»
Шаги Примечание для ведущего
- Подумайте о том, в чем вас Является ли это обвинение правильным
обвиняет другой человек. или несправедливым? Было ли это ска-
зано неконструктивным способом или
конструктивным?
- Подумайте о том, почему Нарушили ли вы его права или испорти-
человек мог обвинить вас. ли имущество. Распространяются ли
слухи кем-то другим?
- Подумайте о способах, как Откажитесь от этого, объясните ваше
можно ответить на обвинение. Поведение, исправьте понимание
проблемы другим человеком. Защищай-
те себя, извинитесь, предложите
возместить то, что случилось.
- Выберите наилучший способ
и сделайте это.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
- Главный актер обвинен в том, что разбил стекло.
- Друг обвиняет главного актера во лжи.
Занятие 9. НАВЫК «ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ»
Шаги Примечание для ведущего
- Решите, что сделал или ска- Это может быть комплимент, помощь
зал другой человек, за что вы или подарок.
хотите его поблагодарить.
- Выберите правильное время
и место, чтобы поблагодарить
другого человека.
- Поблагодарите другого че- Выразите благодарность словами, по-
ловека по-дружески. дарком или сделайте ответный пода-
рок.
- Скажите другому человеку,
почему вы благодарите его.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
- Главный актер благодарит учителя за помощь.
- Главный актер благодарит воспитателя за варенье.
- Главный актер благодарит друга за совет.
Занятие 10. Заключительные игры и предложения
На этом занятии с помощью предлагаемых игр и упражнений можно отработать сразу несколько навыков.
Упражнение «ПРИХОД В ОРГАНИЗАЦИЮ С КАКОЙ-ЛИБО ЦЕЛЬЮ»
Задания для участника (добровольца) – прийти в организацию и добиться какой-либо заданной цели (получить справку, купить бумагу для ксерокса и т.п.). Рассмотрим, например, посещение поликлиники для того, чтобы вылечить зуб. Для игры расставляются столы. На них ставятся карточки, на которых написано: регистратура, аптечный киоск, гардероб, смотровой кабинет, врач, справочная и др. Участники группы становятся работниками поликлиники, посетителями. Они разбирают карточки с ролями: гардеробщик, девушка в справочном, девушка в регистратуре, врач, аптекарь, посетители, продавец мороженого, друг, торговый агент и т.п. Таким образом, роли могут быть полезными, бесполезными или вредными для достижения главным участником своей цели.
Есть определенные шаги, которые человек должен сделать, чтобы достичь цель. Например, придя в поликлинику, он не должен ломиться в первый же кабинет. Сначала ему надо сориентироваться. На стадии пассивной ориентации человек наблюдает за посетителями, осматривает стенды, надписи на кабинетах, окошках, вырабатывает план действий. Замет на стадии активной ориентации он начинает взаимодействовать с выбранными посетителями или персоналом. В нашем случае оптимальным является взаимодействие с сотрудником справочной службы. Здесь актуализируются навыки: задавание вопроса. Просьба о помощи, возможны и другие.
В игре могут быть смоделированы ситуации, которые представляют неожиданные сложности, и участнику необходимо быстро сориентироваться в данных ситуациях. В нашем случае «неожиданными трудностями» могут быть: никого не в справочном. Он идет дальше… ему говорят: «Мы не справочное». В регистратуре, если захочет взять карточку, говорят: «Мне сейчас некогда». Можно включить в игру двух провокаторов, которые должны провоцировать на отказ от цели (лечение зуба). Представим себе: вдруг влетает друг, который отвлекает: «Пойдем поиграем, срочно…» Задача друга: когда почувствует, что все-таки главный актер ему отказывает, остается в поликлинике, - перестать отвлекать. Так же планируется и помощь. Например, кто-то из посетителей говорит: «А вы посмотрите в аптечном киоске, она пошла туда чай пить». После справочного главный актер идет к кабинету, народ не пускает без очереди. Выясняет, кто последний и т.п.
Обсуждение:
Удалось ли добиться цели? Когда друг отказался от попыток отвлечь? Как реагировал на неожиданные сложности? Что помогло сориентироваться? Какие навыки применял?
Упражнение «СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ»
Это упражнение заключается в том, что участнику даются реальные задания, которые надо выполнить. Например, позвонить 09, узнать какой-то № телефона. Узнать часы работы паспортного стола и т.д. Выполнению задания предшествует обсуждение – как это делать пошагово. Затем участник (доброволец) выполняет данное задание. При этом с ним присутствует пара наблюдателей, они обращают внимание на то, что получается и что нет.
Обсуждение:
Что было трудно, почему трудно (например, «я боюсь, что мне грубо ответят»).
Информация для ведущего. Это упражнение может проходить при содействии мастера производственного обучения и воспитателя. Совместно с ними составляется список конкретных заданий, которые предстоит выполнить учащемуся в его жизни. Например, сфотографироваться на паспорт, отвезти документы и т.д. Эти задания можно использовать в упражнении.
В конце каждого занятия проводятся специальные мероприятия по завершению. Они имеют целью символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, но не выраженных чувств, настрой на обычные дела. Периодически нужно предлагать участникам подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий. Важно завершать занятия, чтобы участники не становились зависимыми от группы. Это могут быть вопросы: «Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?», «Было ли что-то, что вас удивило на занятии?», «Назовите что-то одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось на занятии» и т.п. Завершение может подводить итог работы вербально, но может быть и чисто игровым. Оно может проводиться с помощью тех же упражнений, которыми начиналось занятие. Эти упражнения не занимают много времени, дают возможность посмеяться, отреагировать непроявленные эмоции, помогают внутренне закончить занятие. Кроме того, такое «обрамление» позволяет более выпукло воспринимать основную часть.
Упражнения завершения
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Инструкция.
«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Одним из приемов завершения занятий может быть организация чаепития, допустим 1 раз в месяц. Учащимся обычно это нравится, а для педагога это возможность подвести некоторые итоги и получить достоверную информацию о состоянии группы, когда в неформальной обстановке участники проявляются более естественно.
Таким образом, на занятиях социально-педагогического практикума учащиеся-сироты учатся делать конкретные шаги для налаживания связей с социальным пространством.
Анализ анкетирования
Проводимое ежегодно анкетирование с учащимися-сиротами, выпускниками школ-интернатов и детских домов позволяет сделать следующие выводы. Из учащихся- сирот I курса лишь 8-10% имеют высокий уровень социальной адаптации, 60-65% - средний уровень адаптации, 20% сирот имеют проблемный уровень адаптации и у 5 % поступивших на I курс сирот отмечается дезадаптация (приложение 6).
Длительное пребывание в специфических условиях вынужденной изоляции приводит к застреванию ребенка в инфантильной позиции сироты и к выработке особого типа взаимодействия с ним взрослых, основанного на чередовании опеки и подавления.
Для воспитанников интернатных учреждений из-за вынужденной «публичности» проживания, невозможности избежать нежелательных контактов характерно формирование механизма слияния, следствием и показателем чего является утрата границ собственного «Я» и замена его на детдомовское «МЫ». Сформированное в детском возрасте стремление к слиянию блокирует, иногда необратимо, способность к автономии, которая является вторым этапом социализации. Между тем, от готовности личности оценивать ситуацию и себя в ней, ладить с окружающими и сохранять собственные взгляды, действовать быстро и решительно зависит дальнейший социальный статус. Отсутствие же умения сохранить «самость», стремления обязательно войти в группу может спровоцировать во взрослой жизни не только моральную привязанность к членам группировки, в том числе криминального направления, но сопутствующую алкогольную, наркотическую или иную зависимость. Способствует получению такого рода зависимости и тот факт, что до 90% детей - сирот поступают в интернатные учреждения из неблагополучных семей, в которых один или оба родители злоупотребляли алкоголем и нигде не работали.
Анкетирование показывает, что 75-80% учащихся – сирот курят, причем как юноши, так и девушки, 30% учащихся - сирот склонны к употреблению спиртных напитков. Они не считают курение и периодическое употребление спиртных напитков вредными привычками, для них это неаморально.
В приложении 7 приводятся результаты исследования причин пьянства и мотивов курения среди учащихся-сирот. На вопросы отвечали и те учащиеся, которые курят и склонны к употреблению спиртных напитков, и те, кто не имеет вредных привычек.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что сироты, выпускники интернатных учебных заведений, довольно рано вступают в сексуальные отношения, как правило это происходит еще в школах-интернатах. Настораживает то, что определенный процент имеет сексуальный опыт общения с меняющимися партнерами.
Также отмечается нежелание создания семьи и нежелание иметь собственных детей. Многие отмечают, что создание в будущем семьи для них является одной из больших проблем. Находясь в школах- интернатах и детских домах, они лишены возможности наблюдать за различными социальными ролями членов семьи. Поэтому, как показывает проводимый опрос, большинство выпускников интернатных учреждений выступают за введение в учебные планы специального предмета о семье и семейных отношениях.
В вопросах бытовой адаптации также много проблем. Наблюдается потребительское отношение к окружающему, в том числе к вещам, вне зависимости от того, принадлежит имущество учебному заведению или им самим.
Отсутствуют планы на будущее или планы ситуативны.
Для формирования навыков самостоятельности полезно прибегать к методике социального закаливания, обучая приемам преодоления трудностей и обязательно помещая учащегося в ситуацию выбора. Именно осуществление права выбора налагает на человека ответственность и за свои действия, и за последствия. В противном случае вину за случившиеся ошибки, неудачи можно возлагать на других, что и происходит при сформированной позиции сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе. Это происходит потому, что отношение особой заботы начинает восприниматься как должное и обязательное. В результате формируется социальное ожидание благоприятных отношений как повседневной нормы. Вживание в эту роль удерживает таких учащихся в иждивенческой позиции длительное время даже после выхода из интернатных учреждений. Они стремятся в глазах окружающих продолжать быть сиротами, демонстрируя при этом выработанную, усвоенную беспомощность, что позволяет им надеяться на покровительство. Между тем, в жизни человек встречается со множеством препятствий и сложностей, которых не удается избежать никому.
Поэтому мы должны научить их достойно встречать и преодолевать эти трудности, чтобы жизнь не превратилась в сплошную цепь разочарований.
Результаты работы педагогического коллектива по содействию учащимся – сиротам в успешной адаптации в социуме наглядно изображены на диаграмме, отражающей уровень роста адаптированности к выпуску (приложение 6).
Заключение
За 6 лет функционирования Центра получили профессиональную реабилитацию и помощь в социальной адаптации более 100 учащихся-сирот. Опыт показывает, что проводимая работа дает положительные результаты. За 2 года обучения учащиеся-сироты получают необходимый запас знаний и практических навыков, способствующих их успешной адаптации в социуме и не случайно среди сотрудников колледжа выпускники-сироты: Казимировский Иван, Василькова Ольга, Хитрикова Светлана. Каждый из них имеет различные психофизические особенности и пришли они к нам, имея большой негативный опыт прежней жизни.
Созданные в колледже благоприятные для адаптации условия, комплекс учебно-воспитательных мероприятий и индивидуальная работа позволили им успешно и безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Они избавились от комплекса одиночества и неполноценности, обрели уверенность в себе, расширили круг общения, почувствовали себя значимыми в обществе.
Иван Казимировский радует нас своими песнями, он является лауреатом музыкального конкурса «Усе мы родам з дзяцинства», недавно с творческой группой побывал на гастролях за границей.
Ольга Василькова получила профессию инкрустатор и работает в цеху по изготовлению художественных изделий из соломы, который создан на базе колледжа.
Светлана Хитрикова из робкой застенчивой выпускницы школы-интерната превратилась в строгого, ответственного, исполнительного дежурного по общежитию, имеющего чувство собственного достоинства.
Я остановилась лишь на нескольких ярких примерах, показывающих динамику адаптированности сирот – выпускников колледжа.
Процессу адаптации учащихся-сирот способствует осознание ими того, что они социально защищены и имеют социальные гарантии. Все учащиеся-сироты, закончив обучение, трудоустраиваются, а те, кто не имел закрепленного жилья, получают его.
После выпуска учебное заведение на протяжении еще нескольких лет «сопровождает» их, помогая или подсказывая, как решить ту или иную проблему, ведь за 2-3 года обучения всему научить нельзя. Выпускники звонят нам, пишут, приезжают из других городов. И каждый из них оставляет в сердцах педагогов частичку себя.
Литература
- Бубен С.С. Характерные особенности положения детей в Республике Беларусь. Права ребенка: Учебно-методическое пособие для учителей средних образовательных школ. /Л.И.Смагина, С.С.Бубен, Г.М.Леонова.- Мн.: Бел.Фонд Сороса, 1997г – 147 с. - /Программа «Обновление гуманитарного образования в Беларуси»/.
- Воднева А.К. О социальной направленности обучения и воспитания детей в школах-интернатах: Дети, лишенные родительской опеки. Под общей редакцией Л.И.Смагиной. Мн. 1997г.
- Коваленок А.И., Капелевич Т.С., Островский С.Н. Содержательные аспекты социально-педагогической работы: Метод.рек. – Мн.: РИПО, 2000
- Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб.пособие – Мн.: РИПО, 1999
- Мирзоянова Л.Ф. Адаптирующая технология обучения учащихся – первокурсников. Адукацыя и выхаванне № 1-2, 1999
- Потемкина О.Ф., Сазонова С.Д. Изучение адаптивных установок и их изменений в процессе коллективного взаимодействия. Вестник психосоциальной и коррекционной-реабилитационной работы № 4, 1999
- Смагина Л.И. Некоторые аспекты проблемы социального сиротства в Республике Беларусь. /Сацыяльна-педагагичная работа/ - 1992 -№ 2 – с.32-43
- Смагина Л.И. Об истоках, последствиях и возможностях преодоления социального сиротства: Ребенок в приемной семье. /Методические рекомендации/ - Мн.: 1996 – с.15-19
- Сойка Ю.А. Особенности и проблемы социальной адаптации воспитанников школ-интернатов: Дети, лишенные родительской опеки. Под общей редакцией Л.И.Смагиной – Мн.: 1997
- Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Тренинг социальных навыков и поведения, направленного на сохранение здоровья подростков. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 3, 2001
- Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г., Алиева М.А. Я сам строю свою жизнь./Под редакцией Е.Г.Трошихиной.- СПБ.: Речь, 2001 – 216стр.
- Права ребенка: В 3-х частях. Часть 1. Практические материалы по работе с детьми младшего школьного возраста. /О.Чижденко, В.Литвинович, В.Казачонок, В.Подкапаев. – Мн.: Асобны Дах, 1999 – 67 стр.
свернуть